Предложения общественных организаций к проекту Постановления №509 о правах переселенцев

Предложения общественных организаций к тексту проекта правительственного постановления «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 1 октября 2014 года №509».

Законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц» от 24 декабря 2015 года №921-VIII внесены важные изменения в Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» (далее – Закон) и Правительство Украины обязанов течение трех месяцев со дня вступления в силу привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом. Таким образом, Кабинет Министров должен был внести соответствующие изменения в два постановления от 1 октября 2014 года «Об учете внутренне перемещенных лиц» №509 и «О предоставлении ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг» №505 до 13 апреля 2016 года.

С конца февраля 2016 года на базе офиса Уполномоченного Верховной Рады по правам человека собирается рабочая группа с участием представителей органов власти и общественных организаций, которые занимаются вопросами внутренне перемещенных лиц. В рамках этой рабочей группы были наработаны изменения в постановление №509 от 1 октября 2014 года «Об учете внутренне перемещенных лиц» (далее – Постановление Правительства №509) для приведения его в соответствие с обновленным Законом.

Однако в начале апреля стало известно об альтернативном проекте Постановления Министерства социальной политики (далее – проект постановления), который, по мнению членов рабочей группы, значительно искажает суть закона и сужает права внутренне перемещенных лиц.

Просим учесть следующие замечания к Проекту Постановления, учитывая, что приведенные ниже наработки были сформулированы совместно членами рабочей группы, а также понимая беспрецедентную важность для всех внутренне перемещенных лиц вопросов, которые регулирует Постановление №509:

Предложенное в пункте 1 проекта Постановленияопределениесправки о взятии на учет внутренне перемещенного лица, противоречит положениям Закона и меняет ее предназначение. Рекомендуем изменить и изложить абзац 2 пункта 1 проекта Постановления в следующей редакции: «Справка является документом, который подтверждает факт внутреннего перемещения и постановки на учет внутренне перемещенного лица».

Предлагаем изложить пункт 5 в следующей редакции: «Сведения о внутренне перемещенных лицах вносятся в Единую информационную базу данных о внутренне перемещенных лицах». Законом установлено, что порядок создания, ведения и доступа к сведениям Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах определяется Кабинетом Министров (часть вторая статьи 41 Закона). То есть, это должен быть отдельный нормативно-правовой акт, который будет регламентировать порядок работы такой базы. Поэтому, частичное регулирование данного вопроса (в частности перечень информации, которая вносится в базу) является неуместным в положениях Постановления Правительства №509, регулирующего механизм выдачи справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица.

Исключить абзац 3 пункта 6«Сведения о малолетних, несовершеннолетних внутренне перемещенных лицах, которые перемещаются вместе с родителями или членами семьи, указываются в справке одного из заявителей», поскольку этот пункт противоречит Закону и пункту 4 этого Проекта. Указанный абзац можно заменить пунктом, согласно которому дети получают отдельные справки, как это предусмотрено в ст. 4 Закона.

Положения пункта 6 не содержат указания о бессрочности справки, как это предусмотрено Законом. В пункте 6 исключить абзацы 5, 6, 7, 8 по «перерегистрации справки в срок». Такой короткий срок может вызвать чрезмерную нагрузку на работников управлений социальной защиты. Зато в тексте Постановления №509 первым пунктом предусмотреть внесение соответствующих изменений, а вторым пунктом определить следующее:

«II. Для лиц, которые до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц» от 24 декабря 2015 года №921-VIII, получили справку о взятии на учет внутренне перемещенного лица, которая не была отменена и срок действия которой не истек на момент вступления в силу данного Закона, факт внутреннего перемещения подтверждается этим документом.

Справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица, выданные до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц» от 24 декабря 2015 года №921-VIII, которые не были отменены и срок действия которых не истек на момент вступления в силу данного Закона, являются бессрочными.

Внутренне перемещенные лица, получившие справку, в которой в качестве адреса фактического проживания указан адрес местонахождения органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц публичного права, их подразделений, любых других помещений, в которых внутренне перемещенное лицо фактически не проживает, обращаются в уполномоченный органа с уведомлением о фактическом месте проживания для получения новой справки в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного постановления».

 

В пункте 71 подпункты 1-14 исключить, поскольку:

Во-первых, положения абзаца 1, 4 пункта 71 противоречит требованиям Закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». В частности, статьей 3 указанного Закона предусмотрено, что местом нахождения является административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году. Таким образом, внесение сведений о месте пребывания в справке, по сути, является нарушением гарантированного права на свободу передвижения и свободный выбор места проживания на территории Украины и сужает права внутренне перемещенных лиц, которые могут проживать по адресу перемещения гораздо дольше, чем 6 месяцев.

Во-вторых, в соответствии с пунктом 25 постановления Кабинета Министров «Об утверждении Правил регистрации места проживания и Порядка передачи органами регистрации информации в Единый государственный демографический реестр» от 2 марта 2016 года №207, регистрация места пребывания лица осуществляется по заявлению лица, обратившегося за защитой в Украине. Сведения о регистрации места пребывания вносятся в справку об обращении за защитой в Украине, образец которой утверждается приказом МВД. Таким образом, процедура регистрации места пребывания не относится к ВПЛ и может применяться только для лиц, обратившихся за защитой в Украине.

В-третьих, частью 4 статьи 6 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины (от 15.04.2014 №1207-VII) для граждан, проживающих на временно оккупированной территории или тех, которые переселились из нее, обеспечено право, а не обязанность, в случае их обращения по месту их пребывания на оформление и выдачу органами ГМС справки, что подтверждает их место пребывания.

Образеци порядоквыдачи справки, что подтверждает место пребывания, утверждены приказом Министерства внутренних дел от 26.09.2014 №997, зарегистрирован в Министерстве юстиции 3 октября 2014 по №1199/25976.

Такие справки выдаются гражданам в день обращения на основании паспорта гражданина Украины или другого документа, в который согласно Закону«О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» вносятся сведения о регистрации места проживания, и письменного заявления, в котором указывается адрес, по которой гражданину может быть вручена официальная корреспонденция. При этом сведения (отметка) о месте пребывания такого лица не вносятся в его паспорт – в такой справке указывается адрес, по которому лицу может быть вручена официальная корреспонденция.

Обращаем внимание, что процедура получения такой справки никак не соотносится с процедурой взятия на учет ВПЛ и поэтому не должна быть определена в Постановлении №509.

В-четвертых, пунктом 4 статьи 11 Закона «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», в частности, предусмотрено, что центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции (иммиграции и эмиграции), в случае выявления факта сообщения внутренне перемещенным лицом ложных сведений и/или предоставления недействительных или поддельных документов, совершения преступлений или соучастия в преступлениях, выезда лица на постоянное место жительства за границу сообщает в течение одного рабочего дня орган, выдавший справку о взятии на учет внутренне перемещенного лица, о таких фактах для принятия в установленном порядке решение о действии справки.

Данным положением не определено, что сообщение внутренне перемещенным лицом ложных сведений – это сведения о месте пребывания лица.

Вопрос выявления факта сообщения внутренне перемещенным лицом ложных сведений и/или предоставление недействительных или поддельных документов, совершения преступлений или соучастия в преступлениях, выезда лица на постоянное место жительства за границу, обнаруживает в процессе своей работы центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции (иммиграции и эмиграции), и эти вопросы не могут быть предметом регулирования постановления Правительства №509.

Кроме того, эти вопросы, в соответствии с Положением о Министерстве социальной политики, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 17 июня 2015 года №423 не относится к компетенции Минсоцполитики.

Это исключительная компетенция ГМС, и если для своей работы у данной структуры достаточно полномочий, то Минсоцполитики не имеет права инициировать изменения, которые, не относятся к его компетенции.

В-пятых, нормы о проведении проверок места жительства внутренне перемещенных лиц должны быть исключены из проекта Постановления Правительства №509, поскольку противоречат Закону. Порядок проверки ВПЛ может быть включен в Постановления №505, и, соответственно, осуществляться исключительно в отношении лиц, получающих адресную денежную помощь по принципу проверки любых других лиц, получающих социальную помощь. Например, по принципам, предусмотренным Постановлением от 21 августа 2001 года №1091 «Некоторые вопросы предоставления государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», согласно которой проверка осуществляется социальными инспекторами. Соответственно, Государственная миграционная служба, Национальная полиция не могут быть привлечены к процессу проверки места проживания внутренне перемещенных лиц.

Кроме того:

абзац 3 пункта 71 удалить, поскольку частью 2 статьи 9 Закона предусмотрено информирование внутренне перемещенным лицом структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения районных, районных в городе Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае образования) советов об изменении места проживания. Поэтому, процедура уведомления ГМС о таком изменении является незаконной. К тому же, соответствующие положения предлагаем предусмотреть в пункте 7 проекта Постановления;

абзацы 5-14 пункта 71 удалить, поскольку порядок получения адресной помощи регулируется положениями Постановления №505, порядок получения, назначения и обновления пенсий регулируется специальным законодательством и отдельными постановлениями Кабинета Министров, а положения Закона не содержит оснований для приостановления выплат. Порядок, утвержденный Постановлением Правительства №509 регулирует механизм оформления и выдачи справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица и не может распространять свое действие на такие правоотношения.

абзац 15 пункта 71изложить в следующей редакции: «Решение об отмене действия справки, согласно статье 12 Закона, принимается руководителем уполномоченного органа по месту жительства и предоставляется внутренне перемещенному лицу в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Решение об отмене действия справки может быть отправлено внутренне перемещенному лицу по адресу, указанному в справке как адрес, по которому с лицом может осуществляться официальная переписка или вручение официальной корреспонденции».

Часть 2 абзаца 1 пункта 8изложить в редакции согласно пункту 10 статьи 4 Закона, а именно «... у государственных органов имеется информация о предоставлении заведомо ложных сведений для получения справки».

В приложении к Постановлению Правительства №509, которым предусмотрена форма справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица:

- вместо «Сведения о малолетних, несовершеннолетних лиц, которые перемещаются вместе с родителями или членами семьи» предусмотреть графу для внесения «Сведений о законных представителях, сопровождающих малолетних детей, недееспособных лиц или лиц, дееспособность которых ограничена и лиц, указанных в абзаце 4 пункта 2 Порядка»;

- исключить графу «Место для отметок о фактическом месте проживания/пребывания (проставляется территориальным подразделением ГМС или органом регистрации)».

 

Призываем безотлагательно учесть рекомендации и утвердить обновленный вариант проекта Постановления в скорейшие сроки, ведь промедление с приведением нормативно-правовой базы в соответствие с Законом «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» уже приводит к критическим последствиям для внутренне перемещенных лиц, которые не могут продлить действие справки и получать социальные выплаты.

 

Внештатные советники Министерства социальной политики

Донецкая областная организация ВОО «Комитет избирателей Украины»

Коалиция патриотических сил Донбасса

Институт общественно-экономических исследований

Общественная организация «Донбасс СОС»

Общественная организация «Крым СОС»

БО БФ «Восток-SOS»

БО БФ «Право на защиту»

Ресурсный центр помощи вынужденным переселенцам

ОО Всеукраинская организация по делам вынужденных переселенцев

Луганская правозащитная группа

Благотворительный фонд «СВОИ»

Общественная инициатива Луганщины

БО «БФ помощи батальону«Донбасс»

ОО «Мой город – Рубежное»

Последние комментарии