Нападение на музей «АЗОТА». Пулемет пока не тронут

Нет. пока ни никто,  никто не врывался в масках да с оружием в знакомое многим жителям и гостям города импозантное краснокирпичное здание у второй проходной Северодонецкого объединения «Азот». 

 Но в вечер перед Рождеством – 6 января 2016 года на весь многомиллионный  Ютьюб прозвучало предложение «отжать» расположенный здесь, на третьем этаже, музей этого частного  предприятия (https://www.youtube.com/watch?v=bn6rMe0bW_I).

«Да мало ли что выставляют в Ютьюбе!», – скажете вы.  В данном случае было не так уж и мало, поскольку  речь идет об официальном мероприятии – брифинге Оксаны Левковой, директора Всеукраинского общественного объединения  «Громадський рух  «Не будь байдужим!», кандидата наук по социальным коммуникациям. А  конкретно – по проблемам «современной  политической публицистике и динамике мировоззренческих ориентаций человека» в 1991 - 2005 годах. Сама Оксана Викторовна, хочется надеяться, восприняла озвученное на встрече с нею пожелание «отжатия»  как «шутку юмора».  Она со смехом откликнулась: «Это по-нашему!». В конце концов,   в современных  «динамичных ориентациях»  и не такое встречается.

На встрече с журналистами пани Оксана, в общем-то, изложила только факты – относительно первых шагов проекта «Донбасский музей», в реализации которого помогают  Платформа национальных обменов и Национальный фонд  поддержки демократии (США). К слову, руководимое ею общественное объединение уже содействует в оживлении культурной жизни на Донбассе. Мне доводилось разговаривать с активистами этого движения знаменитым украинским писателем Сергеем Жаданом и столь же знаменитым солистом группы «ТНМК» Александром Сидоренко («Фоззи»)  - они с коллегами умеют находить общий язык с нашими земляками, воспринимают их как  равноправных граждан  единой страны.

Только  «современным политическим публицистам»  больше нужны не общая работа, а  любые скандалы, - пусть даже там, где их нет и быть не может. Что поведала Оксана Викторовна? Что участники проекта  хотят оказывать музеям не материально-техническую, а идеологическую помощь»; что она уже побывала в пяти музеях трех городов области, но пока ей  не удалось  вникнуть в дела музея «Азота».  Там сейчас закрытый режим, проходит инвентаризация экспонатов. К тому же в этом частном акционерном обществе запросили официальное письмо о том, какое именно сотрудничество предлагают предприятию пока не ведомые здесь активисты. Увы, подготовка  документа  оказалась сопряженной с какими-то трудностями.

Вот, собственно, и все. Однако в тот же день мы читаем пламенные обличения на разных сайтах. Цитирую основной текст  сообщения на сайте Платформы национальных обменов.

«Музей Дмитра Фірташа відмовився від співпраці з громадськими активістами.

Лише один музей Луганщини відмовився від співпраці з Києвом.

В межах проекту «Донбаський музей» директор Всеукраїнської громадської організації «Не будь байдужим!» відвідала три музеї м. Лисичанська, по одному – в м. Попасна та в м. Рубіжне. Проектом передбачено вивчення ідеологічних потреб музеїв з метою їх подальшого оновлення. «На жаль, у найбільшому місті неокупованої Луганщини – Сєвєродонецьку – немає жодного музея історії міста, крім розташованого на території ПрАТ «Азот», що належить Дмитру Фірташу, - розповідає Оксана. - Завідувачка саме цього музею Ольга Головко повідомила, що дехто помічник голови правління, пославшись на інвентаризацію закладу, не дозволив донорам із Києва запропонувати свої послуги без попереднього надсилання листа з пропозицією допомогти…».(http://obminy.org.ua/uk/portfolio/view/news-view/?un_newsid=123).

Местный сайт 06452 оказался не многим лучше. Его информация озаглавлена столь же категорично:  «Музей истории северодонецкого «АЗОТа» отказался от помощи в обновлении экспозиций».

Давайте разберемся с этими инвективами. Я внимательно прослушал ютьюбовскую запись выступления О.Левковой на встрече в Северодонецке. Особенно  понравился рассказ о проекте «Мониторинг кафе, баров и ресторанов» - на предмет наличия в них украинского меню.  Сам бы с удовольствием поучаствовал  в таком. И вы бы, думаю, не отказались?! Что касается музеев… Мне довелось побывать в лучших зарубежных, в том числе краеведческих, научно-технических, заводских; два года вел рубрику «Лувры науки, Эрмитажи техники» в «Украинской технической газете». Но, честное слово, при том, что многое мог бы на основе этого опыта предложить «азотовскому» музею, (если там сейчас вообще до каких-то «обновлений»)  не отважился бы этого делать с налету-повороту.

Там, при всех явных плюсах,  понятное дело, есть  что совершенствовать,  модернизировать. И в этом плане здесь сами не стоят на месте. Спикер брифинга, например,  говорила о том, что украинские музеи отстают в отцифровке материалов. А между тем, «азотовский» (с участием Департамента информационных технологий предприятия)  в этом как раз подает пример.

Лично я  посоветовал бы  совету общественников при Министерстве культуры (в который входит О.В.Левкова) обратить больше внимания на имидж Украины за рубежом. Мне посчастливилось недавно побывать в известном на весь мир Музее игрушек. Там на пяти этажах собраны игрушки со всего света. Но – ни одной украинской. Неужто так трудно прислать сюда  хотя бы ляльку-мотанку (и северодонецкие народные умельцы делают такие). Только у нас же  другие проблемы!

Оксане Викторовне, как она сказала,  хотелось бы, чтобы в отечественных музеях, как и в виденных ею  зарубежных, что-то тоже двигалось, откуда-то били лучи, звучали голоса, были другие «примочки». Всем бы такого хотелось; но, тоже восхищаясь этим, я еще и интересовался у иностранцев,  сколько такое  «что-то» стоит.

Суммы даже  для нашего мощного «Азота»   (тем более, что предприятие уже не первый год, к сожалению, простаивает) не подъемные.  Да и помещения, штаты не сравнить.  И все же  «азотовский» музей, как   для заводского,  и на этом фоне выглядит прилично. А об интерактивности, креативности, уменьшении парадности, отражении упущенного  здесь  наверняка позаботятся - это действительно в XXIвеке, в современной Украине  необходимо. Только для этого нужны по-настоящему серьезные подходы.

Пани Оксана уведомила, что могла бы привезти в помощь музейные буклеты, взятые ею в разных странах.  Дескать, пригодятся, если их перевести с английского. Но, на мой, не менее «не байдужий»  взгляд, «азотовцам» (и не им одним) гораздо полезнее зайти на сайты музеев, побывать там на виртуальных экскурсиях – их масса. Ни один буклет такого не расскажет и не покажет.

  К тому же  современные технологии сейчас вовсю используются не только за рубежом, а и в родном  Киеве. Видел это, например, в Музее воды, в Музее, посвященном аварии на Чернобыльской АЭС. И переводить ничего не надо!  Относительно же  замечания Оксаны Викторовны о том, что музеи должны быть платными,  то вряд ли кто упрекнет  акционеров «Азота», которые  не пошли по этому пути. 

Между прочим, О.В.Левкова ни словом не обмолвилась о главном акционере «Азота» - это уже «журналисты» в заголовке своего опуса ничтоже сумнящеся назвали заводской музей его именем. Не говорила она, побывавшая только в пяти музеях трех городов области, и о том, что  «единственный музей на Луганщине» отказался от сотрудничества»,  тем более -   «от сотрудничества с Киевом». Ни больше, ни меньше! Саму же просьбу об официальном письме гостья признала вполне правомерной. И, надо полагать, на этой основе диалог состоится.

Но кому-то все же очень хочется вбить клин «между Киевом и Северодонецком». И тут любое лыко в строку. Не провели  сходу нежданную  встречу с активисткой из столицы  в закрытом заводском музей –  так нате вам! Пусть знают,  что в Северодонецке есть с кем бороться и кому бороться, кто готов в пылу такой непримиримой борьбы забирать, отжимать и все такое прочее

Такие посылы вовсе не безобидны. Мы хотим, чтобы наш город, предприятие, от которого он особо зависит, и нас всех уважали, чтобы сюда шли инвестиции. А тут вроде как и гостям не рады, и друг с другом по элементарным вещам не договорятся. Ни депутаты, ни даже музейщики.

Слава Богу, пулемет и прочее оружие, которое представлено в экспозиции намеченного кем-то на экспроприацию «азотовского» музея, совершенно не пригодно к использованию. А то такие «шутки юмора» выглядели бы еще печальнее.

Семен ПЕРЦОВСКИЙ,

секретарь Луганской региональной организации Национального Союза журналистов Украины, заслуженный журналист Украины.

Последние комментарии