Дети-переселенцы: обучение продолжается

Дети-переселенцы: обучение продолжается

Ирина переехала с двумя детьми из Снежного. Пока ребята занимаются, делится своими впечатлениями. Остановилась на Северодонецке, потому что здесь когда-то училась. Город хороший, понравился. Сейчас, каждый день, отправляясь на работу, отводит детей в садик и школу. «Проблем с устройством детей не было, быстро приняли, у меня и с работой проблем не было, как-то повезло», - делится она. В принципе, с устройством повезло и другим детям-переселенцам, больше проблем у самих школ и детских садов, не совсем готовых к встрече нового количества детей.

Согласно данным Государственной службы статистики Украины количество учеников в Донецкой и Луганской областях до начала кризиса в январе 2014 года составляла более полумиллиона человек (502 тысячи учащихся). В январе 2015 года, по данным той же службы, количество учеников на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей составляла 216 тысяч.

По данным Министерства образования и науки Украины на 29 мая 2015 года в общеобразовательные учебные заведения разных регионов Украины были отнесены 60 023 детей-переселенцев. Из них 19% учащихся были устроены в общеобразовательные учебные заведения на подконтрольной Украине территории Донецкой области, 11%  - в Харьковской области, 8% - на подконтрольных государству территориях  Луганской области и 7% в Днепропетровской области.

Все, кто хочет, учится и ходит в детский сад

В Северодонецке не фиксировались случаи отказа в приеме детей переселенцев в дошкольные учебные заведения. Как сообщила заместитель главы Луганской облгосадминистрации Ольга Лишик, в Северодонецке зарегистрированы 4216 детей переселенцев. Около тысячи из них обучаются в школах, 476 посещают детсад. Ольга Лишик также заверила, что вопросы устройства детей переселенцев в детские сады и школы решаются вне очереди: «Что касается приема этих детей в коллективы. Вы знаете, у нас нет такой проблемы как в других областях, где есть моменты, когда переселенцев воспринимают немножко не так, у нас здесь какие-то более родственные связи. С отделом образования мы поддерживаем тесную взаимосвязь, по любому звонку, по любой проблеме отзывается начальник отдела образования Каширина Ольга Григорьевна. Если есть какой-то конкретный вопрос по устройству ребенка переселенцев в садик, это вне очереди. Даже берут деток, которые не достигли трех лет, ну там 2 годика с половиной», - рассказала Ольга Петровна. Она подчеркнула, что у нее нет информации от переселенцев, что кому-либо из них отказывали в приеме детей в дошкольные учебные заведения.

Об отсутствии проблем устройства детей говорят и общественники. «Есть проблема очень полных, и иногда переполненных групп в детских садах, - отмечает Владимир Деревянко, председатель организации переселенцев «Свои люди»,  - но проблемы устройства ребенка в детский сад нет».

В школу также детей устраивают без проблем. Согласно результатов общественного мониторинга «Как обеспечено право на образование в школах и ПТУ учеников-переселенцев с Востока?», представленного общественной организацией «ERA-Европейская исследовательская ассоциация», система школьного и профессионально-технического образования гибко и быстро обеспечила конституционное право на образование большого количества детей школьного возраста, которые вместе с родителями покинули зону вооруженного конфликта на Востоке Украины.  Однако остается множество проблем: не определено количество детей-ВПО, которые не посещают школы. Среди других проблем - неготовность общеобразовательных школ к решению психологических проблем детей-переселенцев и их родителей. 

Исследование провела ОО "Европейская исследовательская ассоциация" в сотрудничестве с ОО «Общественная инициатива Луганщины» (Северодонецк), «Донецкий пресс-клуб» (Краматорск), «Крымская правозащитная инициатива» (Днепропетровск ), "Чугуевская правозащитная группа" (Чугуев). [Мониторинг был проведен в школах и ПТУ в 16 городах Днепропетровской, Харьковской и на подконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей. В ходе мониторинга проводился опрос родителей учеников-ВПО и родителей местных школьников, общение с учителями и психологами].

По данным ERA, после переселения большинство из опрошенных родителей практически сразу устроили ребенка на обучение в новую школу по месту жительства (75%) или через месяц после переселения - 20% респондентов. 93% опрошенных отметили, что найти новую школу для ребенка после переселения было очень легко или скорее легко. По признанию родителей школьников-переселенцев в новой школе их детей встретили дружелюбно, как учителя и администрация, так и одноклассники. 77% опрошенных отметили, что детям не приходилось составлять при поступлении в школу на новом месте учебы никаких тестов или проходить собеседование. У большинства детей не было проблем и с адаптацией на новом месте.

Появление учеников-переселенцев в школах не стало неожиданным для администрации и учителей школ. Были проведены специальные сборы учителей, организованы встречи с представителями управлений образования с целью распространения информации о нормативном обеспечении принятия детей переселенцев, а также с врачами, психологами, психиатрами. Вместе с тем, учителя и психологи, особенно в тех районах, где количество ВПО высокое, отмечают значительное моральное и психологическое давление ситуации, в которой им пришлось оказаться, принимая учеников-переселенцев в школу.

Финансирование образования: где тонко, там и рвется

Общественный мониторинг выявил проблемы, характерные для всех общеобразовательных школ и являющиеся прямым нарушением положений «Закона о среднем образовании» и норм Конституции Украины. Среди них - недофинансирование школ и неудовлетворительное материальное положение, отсутствие оборудования, учебников, невозможность заниматься спортом, ненадлежащее питание учеников. Школы, и так испытывающие постоянную нехватку средств, остаются с еще большим недофинансированием. Родители-переселенцы указывают на неудовлетворительное материальное состояние школ, в которых приходится после переезда учиться их детям, а иногда и на низкое качество обучения. Однако наиболее актуальная проблема для родителей - это разного рода финансовые расходы, которые распространены в школах. На этой почве - материального обеспечения учебного процесса - возможно возникновение локальных конфликтов с родителями местных учеников.

В то же время исследование показало, что родители местных школьников в целом доброжелательно относятся к ученикам-ВПО, с пониманием и готовностью помогают им адаптироваться на новом месте. 42% лично помогали детям-переселенцам и их родителям; при этом преобладала морально-психологическая (64%) и материальная помощь (44%). Подавляющее большинство родителей местных учеников отметило, что никаких проблем и конфликтных ситуаций у их детей с учениками ВПО в школе не было. «Родители понимают, что отсутствие таких конфликтов является преимущественно заслугой учителей, сумели найти подход и общий язык для таких детей», - заметила руководитель проекта-исследования Татьяна Кириллова.

Родители-переселенцы не хотят обращаться к психологам

«Для работы с детьми из зоны АТО и их родителями привлекаются психологи. Потому что не только ребенку нужно помочь адаптироваться в коллективе новом. И, возможно, если это дети с линии соприкосновения или получили травмы во время боевых действий, в том числе психологические, то нужно ребенка в порядок привести и родителей. Объяснить им, как помочь выйти ребенку из кризисного состояния», - поясняет заместитель председателя ЛОВГА Ольга Лишик.

Однако, общение с учителями и особенно психологами в школах и ПТУ выявило латентную проблему, которая может иметь негативные последствия в будущем. Речь идет о психологических проблемах учеников-переселенцев, которые в основном игнорируются либо не осознаются их родителями.

По мнению школьных психологов, существует низкий уровень доверия к работникам их профессии. Родители неохотно приводят своих детей на консультации, поскольку переживают, что это приведет к дискриминации детей. Определенный барьер между родителями и психологами имеет место, что в значительной степени объясняется низким уровнем культуры и ограниченностью практики обращения за психологической помощью среди населения Украины. Именно поэтому большинство родителей считает, что способны справиться с существующими психологическими проблемами детей самостоятельно. С другой стороны, у большинства школьных психологов нет методик и навыков работы с учащимися, видевшими войну.  "Мы не имели такого опыта. Ведь это не просто стрессовая бытовая ситуация, - заметила Антонина, школьный психолог, - Я знала на тот момент, как помочь, если в семье конфликты, если насилие. Но вот что делать с теми, кто видел войну? Это абсолютно другой уровень помощи. Это другой диалог. Решение этой проблемы должно взять на себя министерство образования при поддержке донорских организаций».

Что делать?

Согласно рекомендациям аналитиков мониторинга «Реализация права на образование учеников-переселенцев с Востока Украины в общеобразовательных школах и ПТУ», учитывая, что процесс переселения довольно травматичный для человека, особенно, если речь идет о детях. Поэтому большинство учеников-переселенцев нуждаются в психологической помощи. Именно поэтому важно включить и активизировать составляющую психологической помощи в школе.

Кроме того, серьезной проблемой в работе психологов по результатам исследования оказался недостаток опыта работы в стрессовых ситуациях самих специалистов по психологической помощи. И здесь, конечно, необходимо проведение тренингов и семинаров для повышения профессионального уровня психологической помощи в работе с  детьми-переселенцами должно стать одним из важных направлений решения данной проблемы.

Проблема социальной изоляции, чувство чужеродности на новом месте также могут помешать успешной адаптации переселенцев. Активизация работы в направлении привлечения ВПО родителей и учеников к участию в жизни школы, класса может стать важным шагом в преодолении негативных проявлений социальной изоляции. Содействовать эффективной адаптации к новым жизненным условиям семей-ВПО, имеющих детей, может помочь предоставление комплексной социально-педагогической и информационной помощи, содействие укреплению воспитательного потенциала семьи, содействует ознакомлению ВПО с исторической и культурным наследием региона переселения, развитие толерантного отношение и отношений между ВПО и местным населением.

Исследование ERA также зафиксировало нехватку знания и информации о правах ребенка в школе среди родителей, а также механизмов их реализации. «В самых школах отсутствуют стенды с размещением такой информации, - сообщила Татьяна Кириллова, - Для повышения уровня правовой осведомленности и компетентности родителей учеников можно рекомендовать МОН (возможно по сотрудничеству с общественными организациями) разработать Положение о размещении информационных стендов (буклетов, брошюр, плакатов) в общеобразовательных учреждениях по правам и обязанностям участников образовательного процесса».

 

 

Татьяна Вергун

  • vpo1.jpeg
  • era_idp_children-1.jpeg
  • era_idp_children-2.jpeg
  • era_idp_children-4.jpeg
  • era_idp_children-3.jpeg

Последние комментарии