Конкуренция, одна из движущих сил рыночной экономики, охраняется государствами. В Украине эту функцию выполняет антимонопольный комитет (АМКУ).
От того, насколько эффективно работает АМКУ, зависит, насколько конкурентоспособными будут цены на товары или услуги. Компании-монополисты, имея определенную рыночную власть, часто злоупотребляют ей, так как там, где нет конкуренции, правила «игры» зависят от монополиста, и без конкурентов могут быть установлены экономически необоснованные цены. Также такие цены могут появиться и в результате сговора продавцов. Чтобы этого не происходило, и работает АМКУ.
Например, всем запомнилась ситуация с сахаром по Северодонецку, когда цены «подскочили» в три раза. После вмешательства АМКУ цены снизились.
Луганский АМКУ на новом месте
«Фактически территориальное отделение в Северодонецке работает с декабря. Были проблемы связанные с переездом. Три четверти штата растеряли, специалистов осталось буквально три человека, - делится с нами Андрей Павленко, заместитель исполняющего обязанности председателя АМКУ в Луганской области, - наше законодательство является одним из самых сложных, поэтому людей для работы надо готовить. Кроме того, в Луганске осталась техника, осталась база данных. Трудно, начинаем сначала.Спасибо Киеву, что помогли, чем смогли».
Несмотря на сложные условия, при которых функционирует Луганское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины, за четыре месяца в 2015 году отделение провело ряд мероприятий по стабилизации ценовой ситуации на социально важных рынках региона, и достигло результатов.
Начало работы Луганского АМКУ совпало с периодом роста цен на продукты питания и горюче-смазочные материалы. В отделение неоднократно поступали обращения с просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации, в частности от Управления экономики Луганской областной военно-гражданской администрации. По результатам проведенного исследования отделением АМКУ были предоставлены рекомендации по ст. 46 Закона Украины "О защите экономической конкуренции" субъектам хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность на вышеупомянутых рынках.
По данным сотрудников АМКУ, ситуация осложнена тем, что отделение работает в зоне АТО, поэтому обычные методы воздействия, в частности, штрафные санкции, были бы нецелесообразными. Несмотря на это, почти с каждым из субъектов хозяйствования проведена разъяснительная работа, благодаря которой максимально снижены цены, учитывая социально-экономическую ситуацию в стране. Благодаря таким методам работы удалось достичь значительных результатов. Так, по данным "Состояния развития потребительского рынка", проведенного Управлением экономики и предоставленного Минэкономразвития и торговли Украины, средние розничные цены на сахар снизились на 6,4 %, на масло подсолнечное - на 1,2%, бензин А-95 - на 10,2%, дизельное топливо - на 10,8% (с 10 по 20 марта 2015 года).
Кроме этого, по собственным данным мониторинга Луганского отделения АМКУ (в период с 15 марта по 20 апреля 2015 года), цены на яйца куриные снизились с 16,00 до 12,80 гривен за десяток, а на муку высшего сорта с 25,40 до 22,70 гривен, на сахар - с 25,00 до 11,89 гривен за килограмм.
Снижение цен на продукты питания в торговых сетях и магазинах косвенно привело к снижению цен на аналогичные товары на рынках Северодонецка: цены на молоко снизились с 9 до примерно 7 гривен за литр, на масло подсолнечное с 37 до 30 гривен за литр.
Монополисты
«Если у нас какой-то монополист появился, и начинает поднимать цены, и цена экономически необоснованная, то мы вмешиваемся. По нашему закону, монополист это тот, кто имеет хотя бы 35% рынка. Либо их трое 50%, либо их пятеро 75%. И при этом они не докажут, что испытывают конкуренцию. «Надо понимать, что монополист – это не всегда плохо, - поясняет Андрей Павленко, - например, если сейчас уберем монополиста с водоснабжения и отдадим все в несколько компаний, какая будет цена на водоснабжение? Она в десятки раз вырастет. Та же ситуация, например, с железной дорогой».
Антиконкурентные согласованные действия
Какие это действия? Например, все продавцы договорились продавать по одной цене и дешевле не найдешь. При этом цена экономически не обоснована. Тогда АМКУ начинает свои действия.
«Аналогичная ситуация у нас была по бензину. Буквально месяц назад мы работу провели. Геннадий Москаль написал на АМКУ и мы разослали рекомендации, и бензин немного упал в цене», - рассказывает Андрей, - «Проблема в том, что сейчас труднее работать, приходится лавировать. До войны команду дали и все, а сейчас людям трудно работать, зона АТО, бизнес работает хуже. А ЧПшники нас кормят. Это налоги, это рабочие места».
Антиконкурентные органы власти или органов местного самоуправления
Далее антиконкурентные органы власти или органов местного самоуправления. Например, одним можно устанавливать площади, а другим нет.
В отделение АМКУ также поступает много обращений от граждан и органов власти, в основном по вопросам ЖКХ, перевозки пассажиров автотранспортом на междугородных маршрутах общего пользования и искажению результатов торгов и тому подобное.
Недобросовестная конкуренция
«И, четвертое, недобросовестная конкуренция. Например, реклама «самые низкие цены», или «самый большой выбор», «только у нас». То есть если мы узнаем, что это не самые низкие цены, то смотрите, это подпадает под наш закон, - объясняет Андрей, - Главная задача АМКУ - поддержка конкуренции. В работе комитет использует штрафные санкции, рекомендации, административные дела».
Об изменениях в законодательстве
Сейчас ассоциацией с ЕС предусмотрено изменение законодательства. Народные депутаты Украины Виктория Пташник, Ольга Белькова и другие выступили инициаторами законопроекта № 2431 «О внесении изменений в законодательство о защите экономической конкуренции относительно определения органами АМКУ размеров штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции».
Данный законопроект касается механизма расчета штрафов за нарушение законодательства, и дополняет процедуру судебного оспаривания решений Антимонопольного комитета Украины.
Cогласно анализу, проведенному аналитиками Информационной кампании StrongerTogether, сейчас у АМКУ нет прозрачной методики (есть только верхние границы штрафов за нарушения), поэтому часто штрафы начисляют «с потолка».
«Процессуальный» блок законопроекта дает судам значительный простор для маневра в делах об оспаривании решений АМКУ. Ранее суды, по сути, имели два варианта — отменить решение АМКУ или оставить его в силе (и согласно статистике более 90% таких споров заканчивались в пользу АМКУ). В случае принятия законопроекта у судов появится больше полномочий в процессе постановления решений в спорах с АМКУ (это и изменение размеров штрафов, и изменение налагаемых на сторону обязательств перед АМКУ).
«На сегодня не все верят в безукоризненную и аполитичную деятельность АМКУ, - делится Денис Д., - член общественной организации предпринимателей, - И поэтому, если мы хотим иметь политически независимый орган, который будет защищать добросовестных игроков рынка, способствовать своими действиями развитию конкуренции и бороться с нарушителями, то, прежде чем делать какие-либо назначения, необходимо провести публичное обсуждение с привлечением профильных экспертов, представителей бизнес-ассоциаций и представителей соответствующих (по вопросам конкуренции) ведомств европейских государств для выработки концепции перезагрузки АМКУ».
Татьяна Вергун
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад