Бюджетные расходы: помощь, социальные запросы, и фактор экономики

Бюджетные расходы: помощь, социальные запросы, и фактор экономики

Со времен социализации человечества до уровня государства люди сталкиваются с проблемой производства так называемых общественных благ. Многие вещи, необходимые для нормального существования, невозможно обеспечить рыночными отношениями, и тогда государство берет на себя функцию заказчика таких благ, оплачивая расходы по их производству из налогов или других взносов своих граждан.

Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества. К подобным благам относится так же производство образовательных и медицинских услуг, проведение природоохранных мероприятий. Регулирование инфляция и безработицы – еще одна статья расходов государства на всеобщее благо.

Современное государство обязуется брать на себя обеспечение жизни для тех слоев населения, которые в силу объективных причин имеют недостаточные доходы или не имеют их вообще. При этом считается, что расходы государства для достижения социального равенства кроме блага для конкретного человека и его семьи содействуют и экономическому росту страны, что, в свою очередь, вновь будет способствовать лучшему положению граждан, причем уже из всех слоев общества.

Соотношение консолидированного бюджета и валового внутреннего продукта (ВВП) показывает степень перераспределения через бюджет общественного продукта, произведенного в стране, или, иными словами, уровень производства общественных благ относительно всего внутреннего продукта. В большинстве западных стран в XX веке, по данным аналитиков Информационной кампании StrongerTogether, наблюдалось устойчивое повышение соотношения «государственный бюджет/валовой внутренний продукт» в среднем с 10% ВВП в начале до 45% ВВП к концу столетия.

В Украине государство через свой бюджет, а также бюджет Пенсионного фонда ежегодно перераспределяет чуть более половину (50,3%) всего, что произведено в стране за год. Это средний европейский уровень. На бюджетный сектор в соседней Российской Федерации приходится не более 40% ВВП.  Лидер среди европейских стран - Словения (59,4%), за которой следуют Дания, Франция, Финляндия, Бельгия, Швеция, Австрия, Италия и Нидерланды.

Большая часть государственных трат приходится на социальную защиту: выплату пенсий, пособий по безработице и инвалидности и т.д. В Украине в 2014 году на социальную защиту и выплату пенсий было потрачено 381,5 млрд грн – почти половина всех расходов, или четверть ВВП. Украинские пенсии, правда, совсем нельзя назвать роскошными (средняя пенсия составляет 1,5 тыс грн., или $60 в месяц – граница бедности по стандартам ООН), но из-за масштаба (в Украине 13 млн пенсионеров!) получается внушительная сумма для страны, в которой трудоспособной молодежи все меньше.

Высокая доля государственных расходов по отношению к ВВП оказывает большое влияние на экономику страны в целом. Например, в условиях падения производства в основных секторах экономики, объем законодательно закрепленных социальных гарантий неизбежно требует увеличения доли государственных расходов в уменьшающемся ВВП (т.к. потребности общества, например, в социальной поддержке, законодательно закреплены или обещаны политиками). Одновременно наблюдается острая потребность в низком уровне налогообложения для стимуляции предпринимательской и инвестиционной активности, способствующем росту производства. Решения, принимаемые государственными служащими в русле бюджетной политики, требуют большой личной ответственности и, одновременно, доверия со стороны граждан, чем Украина, к сожалению, похвастаться не может.

Большинство европейских стран очень заботятся о том, чтобы бюджетная политика государства была предельно прозрачна и доступна  для понимания. Чиновники не просто выкладывают в общий доступ устрашающий набор цифр и индексов (на данный момент даже это считается редким достижением в Украине), но и тратят немало усилий на то, чтобы "разжевать" информацию и подать её в понятном и доступном для любого обывателя виде. Лидерами “прозрачности” считаются Нидерланды, Словения, Британия и ФРГ. Здесь нормой являются открытые бюджеты на всех уровнях.

А вот, что думают о бюджетной сфере нашего государства жители Северодонецка:

Ирина (врач стоматолог, 50 лет)

 «В первую очередь – нам нужен хороший хозяин, которому действительно нужна Украина. Такой, как Лукашенко, например. А сейчас говорить о каком-то улучшении бюджета – это утопия… Все зависит от самих людей. Да, можно пытаться внедрять «западные технологии», ту же страховую медицину, но на данном этапе – это не имеет смысла, на мой взгляд, так как и врачи, и пациенты остаются в проигрыше. Должны быть «честные » зарплаты, вот тогда уже можно будет об этом говорить.»

Татьяна (ЧП в сфере торговли, 38 лет)

«Думаю, что информация (о бюджете – ред.) абсолютна непрозрачна, народ, и я в том числе, не знаем, куда уходят наши деньги. Мне очень хотелось бы знать больше об этом вопросе, ведь он действительно важен, это наше будущее, наши пенсии. Я уверенна, что доступность этой информации положительно повлияет на налогоплательщиков. Естественно, зная, что деньги уходят «налево», не возникает никакого желания отдавать нажитое своим трудом. Хотелось бы верить, что в Украине всё же возможно существование правового государства…На данный момент очень смущает повышение пенсионного возраста, да, это применимо к Европейским государствам с их уровнем жизни, но для нас – это попытка сэкономить бюджет страны, как мне кажется, а это – не метод. Правительство должно искать альтернативные способы решения пополнения казны, проводить реорганизацию госаппарата, начать с головы, так сказать.»

  Лариса Рындина (работающий пенсионер,65 лет)

«Я лично плачу налоги регулярно, не играю с государством в азартные игры, чего не скажешь о нашем правительстве. Считаю его некомпетентным и коррумпированным, ни о какой прозрачности речь даже и не может идти. Народ совершенно не осведомлен о том, куда уходят их деньги. Исходя из личного опыта, точно могу сказать, что большинство украинцев моего поколения являются ответственными налогоплательщиками. И это еще больше возмущает, почему мы должны набивать чей-то кошелек? Это их долг отчитываться перед народом, куда и на что тратятся финансы. Уходят ли они на обеспечение льготных групп, здравоохранение, образование. По-видимому – нет…За все мы вынуждены платить, приходя в больницу, отдавая ребенка в школу. Поэтому, в первую очередь, необходимо обеспечить режим открытости информации об использовании общественных ресурсов и учет общественного мнения при определении направлений бюджетной политики. Вот тогда и у населения будет стимул нести свои деньги в казну.»

Негматов Валерий Джурабаевич (историк, преподаватель,50 лет)

 «У нас политика на всех уровнях непрозрачна, она совершенно недоступна обывателю, у нас только видимость «режима электронного доступа информации» и есть большие сомнения на счет его правдивости. Я, как и большинство, плачу налоги исправно и хочу знать их дальнейшую судьбу. Политику прозрачности следует начинать с городских властей, я считаю. Давно пора разобраться с продажными тендерами, липовыми декларациями и прочим. А для того, чтобы улучшить качество бюджета, государству стоит прекратить «ставить палки в колеса», то есть максимально дистанцироваться от малого и среднего бизнеса, должна идти помощь, а не угнетение данной  экономической прослойки. Следует бороться с тотальной монополизацией, ведь весь цивилизованный мир уже давно отошел от данной практики. Да и просто по максимуму снизить налогообложение.., поверьте, это принесет гораздо больше дохода, чем несоразмерно высокие налоги.»

Мнение рядовых северодончан единогласно:максимально полная и прозрачная отчётность на всех уровнях власти – это обязательный фактор процветания государства, что видно на примере большинства Европейских стран. А в нашем с вами случае – просто жизненно необходимый шаг к такому процветанию.

 

Татьяна Вергун

Последние комментарии