В мае прошлого года, когда начались преследования активистов и журналистов, наша семья выехала из Северодонецка. Поехали в Днепропетровск, в основном, потому что недалеко и, на тот момент, спокойно.
В новом городе удалось быстро снять квартиру, правда, отдали все, что было, опустошив кредитки. Первые дни не было вилок, ложек, тарелок – купили одноразовые в магазине. С работой, конечно, не очень везло. За помощью обращаться не привыкли, но проходя мимо автовокзала, я заметила баннер с информацией благотворительного фонда «Допомога Дніпра». Пришла, зарегистрировалась, получила самое необходимое для жизни: еду и санитарные средства. На следующий день позвонили из поликлиники, предложили обращаться к ним за медпомощью.
Начали с Крыма, потом пришлось заниматься и Донбассом
«Мы работаем с июня, сначала работали с крымскими татарами, которых зарегистрировалось у нас около 500 человек, - поделилась Ирина Булышева, координатор по гуманитарным вопросам центра «Допомога Дніпра», - центр работает по принципу единого окна, то есть мы одновременно контактируем с МЧС, социальными и медицинскими службами. Мы вошли и в состав координационного штаба при МЧС. В центре у нас можно помыться, выспаться, одеться, обуться, пройти осмотр медиков, получить консультации психологов, можно поговорить со священником. Кроме того, можно получить помощь при переезде. И это круглосуточно».
Летом центр принимал по 300-350 человек, сейчас порядка 100. Всего, с 6 июня по сегодняшний день, зарегистрировано более 23 тысяч переселенцев.
День сегодняшний – центр адаптации переселенцев
«С принятием закона о внутренне перемещенных лицах меньше людей стало приходить на регистрацию, - делится Ирина, - но люди все равно идут. Идут за помощь, или, например, за восстановлением паспорта. Тогда мы координируем их действия с милицией. Много проблем у студентов, выехавших с оккупированных территорий, например студенты Луганского национального университета не могут получить справку об учебе».
Сейчас наблюдается отток переселенцев. Многие возвращаются домой по разным причинам, в основном, потому, что не смогли адаптироваться к новым реалиям.
На сегодня «Допомога Дніпра» трансформируется в социально-адаптационный центр. «Мы планируем открывать спортзалы для переселенцев, творческие студии. Компания «Save the children» открывает у нас детское пространство, студии арт-терапии, курсы английского языка», - сообщила Ирина Булышева.
Волонтеры центра посещают сельские регионы, изучая жизнь громад и выявляя возможности для поселения людей. Кроме того, изучаются потребности переселенцев. «Сейчас внутренне перемещенных лиц можно условно разделить на три группы, - говорит Ирина, - Мы изучаем потребности переселенцев: которые хотят вернуться, которые хотят интегрироваться, и группа первичная. которые приезжают к нам. Есть люди, которые не ищут работу, считая, что вот-вот они попадут домой. Сейчас немецкая компания построила места компактного временного проживания переселенцев. Это домики с самым необходимым для жизни, стоимость которых 150 гривен в месяц на человека. решается вопрос организации детских лагерей для детей в Латвии. Также хотим организовать скаутский лагерь».
Изначально кроме волонтеров, которые занимаются регистрацией, работала команда психологов: и капеланская комната, и детская комната. «Мы все прошли выгорание, мы все прошли кризисы, было время и когда психологи в обморок падали. Иногда сложно держать какой-то нейтралитет. Государственная поддержка нашему центру заключается в том, что нам не мешают, - делится Ирина. - У нас есть огромная группа переселенцев, которые помогают. Они сами организовывают курсы английского языка между собой, вместе общаться, они сами помогают друг другу интегрироваться между собой. Более половины штата – это переселенцы. Это люди, которые помогают нам. У нас основной штат – 10 человек, и плюс волонтеры – это человек 40».
Основная помощь приходит от простых людей. По словам Ирины, сейчас несут помощи меньше, но не потому, что изменилось экономическое положение, а не потому, что изменилась ситуация.
«Мы можем показать систему и единое окно – от приема до расселения. Мы стараемся вести каждую семью и каждого человека, - рассказывает Ирина Булышева, - таких семей много, которые приехали опустошенными, но стали родными и близкими».
Центр расположен удачно в районе железнодорожного вокзала (пр. Карла Маркса, 119). Это большое 6-этажное здание. «Организацию по содержанию здания помогли организовать предыдущие власти (облгосадминистрация)», - сообщила Ирина.
История Кобы
Коба, приехавший несколько лет из Грузии, и уже переживший одну войну, приехал на Донбасс. Ему пришлось пережить новую войну, и со своей семьей, в которой четверо детей, он приехал за помощь в Днепропетровск. Волонтерам центра удалось в течение часа найти дом на берегу реки, и работу. «Мы нашли ему жилье и работу в карьере, когда мы ему сказали, мы просто вдвоем плакали, - поделилась Ирина, - потом, когда к зиме мы нашли ему дом для зимовки, Коба сказал «Я эту зиму переживу и тут. Друзья и собака у меня здесь». Потом мы все таки нашли ему большой хороший дом, и недавно он приезжал к нам просто рассказать о своей жизни и попить чай».
Работа психологов – важная составляющая помощи переселенцам
Днепропетровская психологическая служба ведет работу с переселенцами. Сначала работали на базе центра помощи переселенцам «Допомога Дніпра» 4 месяца, затем уже создали отдельную структуру. За плечами психологов 7 тысяч консультаций.
«Это люди в стрессе. Поэтому надо думать и о том, что в вами происходит, когда вы приближаетесь к беде, - делится с журналистами Юлия Шлепакова, волонтер психологической службы, - Мы работаем с категорией травмированных людей. Как я себя должен сохранять. Всегда работать с травмой трудно, и нужно понимать, как мне в этом, чем более спокойны вы, чем более ровный ваш голос, тем лучше будет и в технике интервью. И про особенности людей в стрессе. Мы не должны от них ждать какой-то адекватности, какой-то четко сформулированнй мысли и ясности».
Психологической помощью занимаются профессионалы, но, по словам Юлии, все равно не хватает специалистов, тех же кризисных психологов. Волонтеров, казалось бы, много, но специальное образование у единиц. Да и не многие выдерживают - пропускать через себя чужие страхи, сомнения и мысли рядовому гражданину очень непросто.
В Днепропетровском национальном университете на факультете психологии организовали волонтерское движение. Студенты и преподаватели не только оказывают помощь переселенцам, но и обучаются тому, чего нет в университетской программе.
Что дальше?
«Наше движение получилось благодаря местной установке местной власти. Чем нам помогает власть? Она нам не мешает, - делится Ирина, - Мы долго пытаемся донести, что переселенцы – это ресурс. Многие открывают свои предприятия, фермы. Давно пора строить, разрабатывать диалог власть –переселенцы - журналисты. Не ломать, не выявлять кто виноват, а думать а том, что делать дальше. У нас наверное, немного людей, которые реально оценивают ситуацию. Переселенцы – это тема не такая престижная. В мой адрес и нас много упреков, что мы помогаем «сепаратистам». Если общество пересмотрит свою позицию, о том, что это ресурс, а не обуза, многое изменится».
Татьяна Вергун
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 26 недель назад
7 лет 27 недель назад
7 лет 27 недель назад
7 лет 27 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 28 недель назад
7 лет 29 недель назад