Куда податься крестьянину: в крепостные или в кулаки?

Куда податься крестьянину: в крепостные или в кулаки?

Новый законопроект поможет украинским крестьянам стать полноценными хозяевами на своей земле

Вскоре в украинское село могут вернуться середняки. Обычно это люди со средними доходами, готовые много работать и, что очень важно, работать на собственной земле. Даже, если ее окажется немного – лишь считанные гектары.

Раньше таких крестьян называли кулаками и все делали для того, чтобы их уничтожить как класс.

Нынешнее возвращение середняков возможно при условии принятия Верховной Радой законопроекта №1599 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования и деятельности семейных фермерских хозяйств». Недавно он успешно выдержал первое парламентское чтение и теперь его активно готовят ко второму.

Впервые в современной отечественной истории появилась реальная возможность разнообразить существующие в АПК формы хозяйствования через внедрение института семейного фермерства. Однако в последний момент нашлись оппоненты, выступившие с критикой законопроекта. Их не слишком много, но среди них есть представители провластной коалиции, поэтому их мнение может повлиять на дальнейшую судьбу законопроекта.

Чего добиваются оппоненты? Что ими движет:  радение за будущее украинского села или корпоративные интересы, идущие  вразрез с крестьянскими и общенациональными? Об этом говорим с руководителем направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николаем ГРИЦЕНКО. 

 

- В последнее время вокруг законопроекта, который предусматривает внедрение семейных ферм как новой категории сельхозпроизводителей, поднялась острая дискуссия.  Стала ли она для вас неожиданной?

- Мы не предвидели, что может быть дискуссия в такой плоскости. Когда разворачивается конструктивное обсуждение, от этого выигрывает законопроект. Но сейчас речь идет даже не о дискуссии – о каких-то контрдействиях. Поэтому мы их тщательно анализируем, ведь хотим же понять, кому именно перешли дорогу.

 

- Какие доводы в свою пользу приводят оппоненты и насколько они аргументированы?

- Из публичных выступлений оппонентов мы не видим аргументированных доводов. Есть лишь общие слова. Разработчиков законопроекта, а наш Проект активно помогал в этом процессе, упрекают, что этот законопроект приведет к закрепощению крестьян. Даже предложили такой неологизм – «фермеризация».

Должен сказать, что дискуссия с оппонентами никоим образом не сказалась на нашей дальнейшей работе над законопроектом. Ныне он усовершенствуется с учетом депутатских предложений, которые были внесены во время его первого рассмотрения в Верховной Раде.

 

- Чего больше вы видите в позиции оппонентов – реальной экономики, политики или желания продвинуть свои корпоративные интересы?

- Политики в заявлениях и публикациях оппонентов относительно законопроекта лично я не вижу. Экономика – да, она наступает им на пятки! Также четко просматриваются корпоративные интересы.

 

- В чем они заключаются?

- По этому поводу у меня есть свое мнение. Оно основывается на позиции многих крестьян, с которыми постоянно общаюсь. Создается впечатление, что крупные агрохолдинги, агромагнаты не заинтересованы в изменениях. Они стремятся, чтобы и в дальнейшем сельские люди оставались малоинициативными, не видели перспектив развития своих хозяйств, не ведали, как отстоять свои права. Такими людьми легко управлять.

Что мы имеем сегодня? Крестьяне в преимущественном большинстве убедились, что заниматься фермерством в нынешних условиях слишком сложно и даже рискованно. Поэтому лучше отдать землю в аренду, а себе оставить лишь маленький клочок и с того жить, а точнее – выживать.

Должен сказать, что дело с арендой зашло слишком далеко. От нее уже даже не экономикой отдает – криминалом. Сегодня агромагнаты берут в аренду не только землю, но и скот. По существу, тем самым они лишают крестьян инициативы относительно собственного хозяйствования и таким образом закрепощают их экономически.

Если государство в рамках этого законопроекта создаст благоприятные условия для упрощения регистрации семейного фермерства, разрешительной системы и системы проверок, внедрит специальную систему поддержки семейных фермерских хозяйств по примеру Европейского Союза, упрощенного кредитования и пр., то сформируется разноукладная система хозяйствования, которая будет действовать на конкурентной основе.

 

- Чем вы еще собираетесь привлечь будущих семейных фермеров?

- Предполагается создание агентства для финансовой поддержки развития семейных фермерских хозяйств. Хорошо, чтобы государство поддержало просветительскую деятельность в сельской местности. Это важно для внедрения новых технологий, без чего малому агробизнесу не выжить. За выполнение этой работы могли б взяться дорадники. В Украине они уже существуют и должен сказать, что во время реформирования агросектора на них возлагаются большие надежды.

Все эти мероприятия, убежден, поощрят крестьянские семьи и особенно молодежь развивать эффективное и цивилизованное фермерство в Украине.

 

- Если такая инициатива появится, то что, прежде всего, нужно будет сделать крестьянам?

- Нужно забрать землю из аренды, а в некоторых случаях – и коров. Если так поступит одна семья, вторая, третья, то создадутся предпосылки для цепной реакции. А именно этого и опасаются те, кто набрал гектаров и скота в аренду и думал, что так будет хозяйствовать всю жизнь, а крестьянам будет платить копейки.

Поэтому агромагнаты и стали в оппозицию к этому, крайне важному для будущего сельских семей, законопроекту. Они понимают, что при благоприятном законодательстве, при надлежащей государственной поддержке на селе возродится класс так называемых «кулаков», которые могут сломать их схемы.

 

- В намерении создать семейные фермы их оппоненты видят желание авторов законопроекта запретить крестьянам свободно продавать излишек произведенной ими аграрной продукции. Действительно ли это так?

- Это дискуссионный вопрос. Законопроектом в первом чтении предусматривалось, что личные крестьянские хозяйства, работающие так, как и сегодня, могут продавать излишек своей продукции физическим лицам за наличные в определенных или позволенных местах. То есть, на рынках, во время ярмарок, выставок и пр. И они это будут делать, никто этого им не запретит, ведь такой запрет считался бы нарушением их прав.

Но есть и другая сторона медали. Сегодня личные крестьянские хозяйства, не имея статуса сельхозпроизводителя, значительную часть своей продукции стремятся продать переработчикам, то есть, юридическим лицам, субъектам предпринимательства. Но напрямую это сделать они не могут, ведь не имеют права выписывать сопроводительные документы.

Сегодня существует такая схема: если физическое лицо-крестьянин хочет официально продать свою продукцию перерабатывающему или заготовительному предприятию, то есть, юридическому лицу, то должен с закупщиком составить акт закупки этой продукции. В нем необходимо указать дату и место составления, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер, адрес проживания и паспортные данные продавца, фамилию, имя и отчество ответственного лица покупателя, данные о происхождении сельхозпродукции, данные из Государственного акта (справки) относительно права собственности (пользования) на землю и пр. Кроме того, к закупочному акту нужно приложить копию паспорта и копию идентификационного номера.

Такая схема не устраивает ни крестьян (из-за своей отягощенности и забюрократизированности), ни закупщиков (потому что они получают статус налогового агента и должны принимать решение, взыскивать ли и в каком размере взыскивать налог с крестьянина). И потому на практике схема прямых закупок не применяется. Зато существующий пробел в своих целях успешно используют перекупщики. Они регистрируются физическими лицами-предпринимателями, за наличные скупают у людей продукцию, от собственного имени выписывают сопроводительные товарно-транспортные документы, накладные, и от этого имеют значительную выгоду. Крестьяне же, как не сложно догадаться, довольствуются копеечными доходами.

Поэтому сегодня, даже не ожидая принятия закона, те личные крестьянские хозяйства, которые производят значительную часть продукции для сбыта на рынке, уже регистрируются субъектами предпринимательской деятельности. Но парадокс заключается в том, что они не имеют статуса сельхозпроизводителя и потому на рынке продают свою продукцию в роли перекупщика.

Оформляя семейные фермы по упрощенной процедуре, крестьяне будут приобретать статус сельхозпроизводителей как физические лица-предприниматели, что откроет им путь к организованному рынку сбыта аграрной продукции и, соответственно, увеличения поступлений за свой тяжелый труд.

Возможно, эта норма была или неверно трактована, или ее неправильно подали, поэтому она вызвала такую бурную реакцию. Мол, всем крестьянам будет запрещено торговать, и всем им нужно будет регистрироваться в качестве предпринимателей. В действительности это совсем не так.

 

- Действительно ли «фермеризация», как утверждают оппоненты, стопроцентно приведет к резкому сокращению производства продовольствия в сельских дворах, существенному уменьшению их доходов, поставит под угрозу само их существование?

- Этого в принципе не может быть. У нас более 4 млн. личных крестьянских хозяйств. Их ежегодные потери из-за невозможности выхода на организованные рынки превышают 4 млрд. гривен. Такая сумма оседает в карманах перекупщиков. А если хотя бы 10-15% молодых семей отважатся на создание семейных ферм, то со временем их количество в Украине может достичь 400-700 тыс.

Главное осознать, что этот законопроект создает условия для начала и развития семейного фермерства. Он не обязывает крестьян регистрироваться. Они сами должны принять выгодные для себя решения. При этом должны учитывать ряд обстоятельств. Например, если они зарегистрируются семейными фермерами, то смогут рассчитывать на начисление трудового стажа и на социальную помощь. До сих пор крестьяне никакой социальной защиты и помощи не имеют. И стажа не имеют, ведь кто им в личном крестьянском хозяйстве трудовую книжку выпишет! То есть, законопроект содействует решению целого комплекса вопросов.

Сегодня нужно разработать механизмы поддержки семейных фермерских хозяйств. Крупные производители сами выживут, а малым нужно помочь.

И еще – сегодня уже на выходе находится проект закона «О локальных аграрных рынках». Он направлен на формирование особой сети сбыта сельскохозяйственной продукции семейных фермерских хозяйств. Речь идет о специализированных семейных магазинах, куда эта продукция будет поставляться без каких-либо посредников – по схеме «от поля – к столу». И получается, что если мы не решим вопрос с формализацией семейных фермерских хозяйств, то не сможем внедрить для них специальную государственную финансовую поддержку, сформировать локальные аграрные рынки без посредников.

 

- Как будут облагаться налогами семейные фермы?

- Семейная ферма может зарегистрироваться как юридическое лицо. Этого никто не запрещает. Чтобы не усложнять этот процесс, законопроектом предусмотрено, что семейная ферма в лице главы может регистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, то есть, как физическое лицо-предприниматель, получать статус сельхозпроизводителя и пользоваться упрощенной, равноправной с другими сельхозпроизводителями системой налогообложения и пользоваться действующими в аграрном секторе льготами.

 

- Оппоненты утверждают, что нынешняя аграрная политика недальновидная, что она уничтожает село. Способны ли семейные фермы вдохнуть в него новую жизнь?

- Тут с оппонентами можно полностью согласиться – нынешняя аграрная политика действительно недальновидная, ведь она закрепляет приоритет за крупным сельскохозяйственным производством. Поэтому все кредиты, лизинги, дотации, в первую очередь, идут к нему. Малый бизнес довольствуется лишь их остатками.

Чем государство может помочь семейным фермам? Я на этот вопрос отвечаю так – дайте им в лизинг доильные аппараты, оборудование для создания забойников, для какой-то местной переработки сельскохозяйственной продукции, а это – молочные цеха, цеха консервации, еще что-то и не мешайте им работать. И тогда ростки семейного фермерства прорастут. Оно поднимет село и станет основой для развития сельских территорий.

И как раз нынешнее руководство Министерства аграрной политики и продовольствия активно поддерживает создание законодательной базы и зарождение целевой поддержки развития семейного фермерства, урегулирования и упрощения разрешительных и налоговых процедур. Будем надеяться, что этот год станет переломным в аграрной политике в пользу семейных форм хозяйствования.

 

- Как семейные фермы могут повлиять на формирование нового уклада сельской жизни, и на каких основах он будет строиться?

- Личные крестьянские хозяйства – это сугубо украинский феномен. Каждый сельский житель самостоятельно производит продукцию, чтобы выжить. Причем производит с применением лопат, вил, а не новых технологий. Отсюда и крайне низкая производительность труда. Возникают проблемы с документальным подтверждением происхождения и безопасности продукции, что также влияет на ее цену и сбыт.

Если семейные фермерские хозяйства будут способны обеспечивать сельскохозяйственной продукцией не только себя, то отпадет необходимость каждой старушке сажать тот же картофель или ухаживать за скотом. По этому принципу живут в цивилизованной Европе. Там агропроизводством занимаются исключительно профессионалы, то есть, фермеры.

Я этот уклад называю укладом кулаков. Это когда в селах будут развиваться мощные усадьбы. В них будут хозяйствовать люди, которые, работая на себя, обеспечат стабильное развитие аграрной отрасли.

 

Максим Назаренко, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

Последние комментарии