27 января состоялись общественные слушания проекта городского бюджета на 2015 год

27 января состоялись общественные слушания проекта городского бюджета на 2015 год

27 января состоялись общественные слушания проекта городского бюджета на 2015 год. В его обсуждении приняли участие городской голова Валентин Казаков, депутаты горсовета, члены исполнительного комитета, представители общественности Северодонецка.

Открывая слушания, первый заместитель городского головы Петр Чернышин подчеркнул, что обсуждаемый вопрос сложный, серьезный. Прежде, чем выносить его на суд общественности, он был детально проработан специалистами финансового управления, налоговой службы, различных отделов, управлений, департамента экономического развития городского совета. Представлять основные разделы и цифры по формированию проекта городского бюджета на 2015 год было поручено начальнику финансового управления Марине Багринцевой.

Следует сразу отметить, что формирование городского бюджета на нынешний год проходило в кардинально новых законодательных рамках. В самом конце декабря минувшего года Верховная Рада Украины приняла целый сборник новых законодательных актов. Было рекомендовано учитывать их при формировании нового бюджета. Основополагающими являются четыре документа: изменения, внесенные в бюджетный и налоговый Кодексы, ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» и сверстанный на основе имплементации этих трех измененных и уточненных документов – бюджет страны на 2015 год. Концепция этих изменений касалась именно тех вопросов, о которых много говорилось в обществе и правительственных кругах. Они направлены, прежде всего, на децентрализацию доходов и упрощение формирования местных бюджетов. В итоге можно говорить так: сколько город заработал – столько он и потратит.

Если раньше местные бюджеты верстались только после принятия областных с учетом закладываемых в них фиксированных сумм дотаций, то теперь понятия дотаций в бюджетном кодексе вообще отсутствуют. Первоначально это обескураживало. Но при детальном изучении бюджета страны оказалось, что правительство побеспокоилось о расширении финансовых возможностей путем предоставления ряда целевых субвенций, которые город может потратить только на то, подо что они выделены. Коснемся двух из них: образования и медицины. Первая, называемая образовательная (освітня), предусматривает выделение финансовых средств, направляемых исключительно на содержание школ. Эта субвенция не касается финансирования детских садов и внешкольных учреждений, обсчитываясь единой методологией по всей Украине от количества детей, занимающихся в общеобразовательных школах, с учетом ставок педагогам и наполняемости классов детьми.

Такие же принципы расчетов положены и в основу медицинской субвенции (медична). Государство целевой суммой дает на город финансовые средства на содержание всех медицинских учреждений, но расчет здесь ведется от количества койко-мест и количества специалистов, имеющихся поликлиник и т.д., с обязательным учетом количества проживаемых в городе жителей.

– Необходимо отметить, – сказала М. Багринцева, – что первый транш по данным субвенциям Северодонецк уже получил и снял финансовое напряжение, которое он, как правило, испытывал в начале нового бюджетного периода.

Перейдем к цифрам. Образовательная субвенция составляет – 69 млн. грн., медицинская – 79 млн. грн. Как видим, совокупная сумма целевых субвенций равна, без малого, 150 миллионам.

Правда, как показывают расчеты специалистов, выделенные суммы, связанные с расходами на содержание этих двух отраслей, недостаточны для покрытия всех затрат. И их все равно придется дотировать. Забегая наперед, скажу: город изыскал возможность их финансового наполнения в полном объеме.

Следующие изменения, касающиеся доходов в городской бюджет, закреплены в основнополагающем документе о Бюджете Украины на 2015 год. И здесь уже нужно смотреть новшества, внесенные в налоговое законодательство. Как известно, произошла трансформация отдельных глав налогообложения в сторону их уменьшения. В тоже время в налоговый Кодекс внесены новые виды налогов: налог на имущество (включая налог на жилую и нежилую недвижимость, транспорт, плату за землю), акцизный налог с реализации субъектами хозяйствования торговли подакцизных товаров, которые зачисляются в местный бюджет. Основным источником формирования и пополнения местных бюджетов, как и прежде, остается налог на доходы физических лиц, проще говоря – подоходный налог. В доходной части он составлял – 75% и делился в пропорции 75 на 25, где последняя цифра это доля отчислений в областной бюджет. Теперь он распределяется следующим образом: 60% отчислений поступают местный бюджет, 15% – в областной и 25% – в государственный. Но, как показывают предварительные расчеты налоговой службы, несмотря на снижение ставки данного налога, в виду того, что в город зашло большое количество областных государственных структур, в 2015 году планируется его получение не ниже показателей прошлых лет.

При формировании городского бюджета учитывались и поступления от введения новой группы налогообложения. Прежде всего – это акцизный налог на табак, алкоголь, ГСМ, био- и дизельное топливо. Налог будет взиматься с физических и юридических лиц, занимающихся данным видом деятельности. По расчетам налоговых служб от данного вида предпринимательской деятельности город планирует получить доход в пределах 10 млн. грн.

Еще один вид относительно нового налога – это налог на имущество. В новой редакции изменены пропорции по его исчислению. Введены три составляющих наполнения этого налога: на жилую недвижимость, нежилые помещения и транспортный налог. Неотъемлемой частью этого налога остается так же плата за землю.

При формировании городского бюджета учитывались все виды доходов, входящие в компетенцию наполнения местных бюджетов.

В результате тщательно выверенных расчетов в совокупности город получит не менее 176,9 млн. грн. Для сравнения, в прошлом году, сумма собственных налогов равнялась 175 млн. грн.

Поэтому, с учетом государственных целевых субвенций мы получаем неплохой результат.  Более того, выделение субвенций позволяет значительно увеличить расходы на оплату теплоэнергоносителей с учетом повышения их тарифов, обеспечить питанием школьников начальных классов, пациентов в больницах и вообще сделать все, чтобы в полной мере сохранить социальные гарантии для северодончан. Например, бесплатное питание детей 1-4 классов в школах города и в детских дошкольных учреждениях, больных в условиях стационара в 2014 году составило 6,1 млн. грн., на 2015 год предусмотрено 10,8 млн. грн. На отпуск бесплатных медикаментов в 2014 г. местный бюджет израсходовал 1,2 млн. грн., в 2015-м предполагается потратить 3,8 млн. грн. Погашение сумм льгот и субсидий по коммунальным услугам и электроэнергии в прошлом году составили 25,4 млн. грн., в текущем на эти цели предусмотрено выделить 49,3 млн. грн.

В целом мы получаем доходную часть в сумме 587 млн. 405 тыс. грн.

Следующей не менее важной задачей при формировании бюджета было сбалансировать доходную часть с возможными расходами. Понимая, что расходная часть городского бюджета может в течение года претерпевать изменения в сторону их увеличения и, особенно, по оплатам энерготеплоносителей, пришлось провести серьезные переговорные процессы практически со всеми руководителями соответствующих коммунальных служб города, распорядителями бюджетных средств, где четко и внятно говорили о том, где возможна экономия, оптимизация и ряд других мероприятий, направленных на экономию и более эффективное, рачительное расходование бюджетных средств. В качестве примера возьмем наполняемость классов в школах. Здесь однозначно необходима оптимизация, уплотнение числа школьников до принятых норм, а не так как сейчас, когда в отдельных класса обучается не более 10 учеников.

В сфере здравоохранения начинаем сотрудничать с областными структурами, что позволит снизить нагрузку по оплате теплоносителя для наших коммунальных лечебных учреждений.

Полностью обеспечена финансовая составляющая и для работников отдела культуры, спортивных школ и внешкольных объединений, кружков, секций. Нам удается сохранить всю эту важную в воспитательном плане инфраструктуру в полном объеме.

Присутствующий на слушаниях бюджета-2015 мэр Валентин Казаков отметил, что приоритетной задачей расходной части бюджета является сохранение всех социальных гарантий для северодончан. В бюджетном Кодексе законодатель изменил формулировку с понятия «местные власти обязаны обеспечить эти расходы» на трактовку «местные органы могут обеспечивать эти расходы». К примеру, бесплатное питание в школах за счет местного бюджета и т.д. Проще говоря, теперь органы местной власти должны изыскивать возможность финансирования данных социальных гарантий. Проект городского бюджета предусматривает полное финансовое обеспечение таких гарантий.

Кроме того, в бюджет 2015 года заложены деньги на благоустройство и развитие городской инфраструктуры. И это немалая сумма – 9,2 млн. грн. Таким образом, расходы бюджета составляют – 597 млн. грн.

Валентин Казаков еще раз обратил внимание присутствующих на то, что ни по одному пункту социальных гарантий город не снизил своих расходов, сумев аргументированно и доказательно подтвердить их необходимость для жизнедеятельности Северодонецка.

Что касается бюджета развития, то на сегодня он формируется двумя источниками: продажа коммунальной собственности и земли. Общая сумма поступлений здесь составляет – 696,8 тыс.грн. Но законодатель предусмотрел возможность перераспределения денежных средств из общего фонда на нужды развития. Это апробированная практика. Она позволит городу нормально развивать свою инфраструктуру.

Подводя итог слушаний по формированию городского бюджета, представители городской власти пожелали мирного развития ситуации в регионе, ибо только при таких обстоятельствах можно уверенно говорить об исполнении бюджета на 2015 год.

 

Информация газеты «Северодонецкие вести» 

Последние комментарии