Ян Томбински: Ключевым в процессе реформ является желание украинцев

Ян Томбински: Ключевым в процессе реформ является желание украинцев

Ян Томбински возглавляет Представительство ЕС в Украине с 2012 года. За эти два года он был свидетелем переговоров по подготовке текста Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, провального Вильнюсского саммита, и событий, следовавших за ним: Евромайдан, Революции Достоинства, а также подписание и «временного применения» Соглашения об ассоциации.

В первые дни Евромайдана господин Томбински заявил, что будущее Украины - в сильных отношениях с ЕС и поэтому Евросоюз будет продолжать придерживаться обязательств перед народом Украины-главным бенефициаром Соглашения. Изменились взгляды дипломата евроинтеграционные перспективы Украины за последний год, в контексте событий на востоке страны и заявленного реформаторского курса.

- Вы стали главой миссии ЕС в Украине 2 года назад. Какие изменения были наиболее значимыми с тех пор? Как за это время изменились евроинтеграционные перспективы Украины?

- Последний год, если не два, были наиболее драматическими за всю историю украинской независимости. События этого года, свидетелями которых мы стали, - и Майдан, и недавние выборы, и аннексия Крыма Россией, и длительная война на востоке сформировали новую страну, новое сознание людей. Люди, наконец, поняли, что страну надо защищать, бороться за нее. Мы являемся свидетелями ускоренного формирования нации и эти исторические процессы очень важны, хотя и достаются очень дорогой ценой.

- Как вы считаете, какова главная помеха на пути Украины в ЕС?

- Во-первых, это, конечно, война. Это препятствие, потому что для всех стран мир и безопасность - это первоочередные потребности. Во-вторых, это украинская ментальность. У вас нет уверенности, что вы сможете воплотить изменения, вы не верите в свои силы. Это можно охарактеризовать выражением бывшего российского премьер-министра и посла в Украине «Хотели как лучше, а получилось как всегда». И это что-то в ментальности людей: «Мы попробуем, конечно, но вряд ли у нас получится». Это неверие является большим препятствием. В-третьих, это вопрос закоренелого представления об администрировании и бизнесе. Вы считаете, что это, прежде всего, вопрос личных связей и влияний, а не создание равных возможностей. А государственные структуры должны защищать и обеспечивать равенство и конкурентоспособность.

- 27 ноября состоялось первое заседание Верховной Рады нового созыва. Партии создали большую коалицию, и впервые подписали историческое коалиционное соглашение. Каково ваше мнение о новом составе парламента, о новых лицах, которые вышли из общественного сектора?

- Состав парламента отражает украинские политические структуры и группы, а также решения и волю народа. Новые люди в парламенте имеют опыт Майдана, и я надеюсь, они понимают, что будущее также зависит от того, насколько искренними и честными они будут. Собственно это то, за что они сами вышли на улицы городов Украины. Гражданское общество, которое появляется в Украине, показывает: Украинцы осознают себя гражданами. Гражданское общество в парламенте реализует себя через новоизбранных депутатов. Их работа в общественных организациях во время революции - это то, что усилило позиции демократии.

- Все говорят о необходимости срочных реформ в Украине, в частности, чтобы приблизить Украину к ЕС. Реформы, по вашему мнению, является наиболее насущными?

- Люди требуют системных изменений, соблюдения законов, борьбы с коррупцией, распределения обязанностей между президентом и парламентом, хотят иметь парламентскую республику. Конституция всегда является фундаментом для дальнейших изменений и реформ, в частности для децентрализации, борьбы с коррупцией. И эта реформа должна быть проведена немедленно. Во-вторых, должно быть изменено избирательное законодательство. Выборы должны полностью учитывать желание людей, должны быть созданы инструменты воплощения воли народа. Если эти реформы будут воплощены, то это уже можно считать большим достижением. Европейское направление - это то, о чем уже договорилось украинское правительство, и ЕС ратифицировал. Это постоянный процесс, скорее эволюция, и мы сделаем все, чтобы помочь нашим партнерам воплощать реформы. Но, ключевое в процессе реформ - это воля украинцев. Должно быть понимание, что это нужно именно вам, что вы хотите улучшить жизнь будущих поколений украинцев, усилить суверенитет страны.

- А как насчет мифов, которые распространяет наш сосед: о законах о ЛГБТ, о высоком уровне безработицы в Европе, миграцию. Стоит ли украинцам бояться этих процессов?

- Мифы возникают из-за нехватки объяснения для тех, на кого нацелена дезинформация и искажение фактов. Лучший путь - хорошая коммуникация с украинской стороны, а также открытый диалог на эти темы в Украине. Нельзя обвинять других за то, что они оперируют стереотипами, надо думать, что мы можем сделать, чтобы их обезвредить. И это ваша домашняя работа. Вы мало работали с историей. В Украине есть разные истории, разные регионы с разным прошлым. Мы недавно вспоминали Голодомор, была открыта экспозиция документов НКВД, которые демонстрируют работу этих структур в Украине. Но такие меры не должны быть приурочены исключительно годовщинам, эта работа должна быть постоянной. Да, это больно, но многие страны это сделали и они стали сильнее, смогли начать с новой страницы.

- Вернемся к Вашему польскому опыту. Насколько опыт евроинтеграции Польши другой, а он явно другой? Возможна разработка плана Маршала для Украины и создания особых условий интеграции в европейское экономическое пространство?

- Условия реформ в Польше и в Украине разные, потому что наш мир не статичен. Прежде всего, конечно, это из-за войны. Это большая разница между Украиной и другими европейскими странами, которые начинали евроинтеграцию и реформы. Есть и подобное: мы тоже были очень разочарованы отсутствием европейской перспективы от западноевропейских стран. Ассоциация была лишь подготовительным этапом к вступлению, но с другой стороны это способствует самодисциплине и дает понимание, что реформы нужны именно нам. Это дает нам время и шанс повысить конкурентоспособность, модернизироваться. Что может быть взято из польского опыта? Возможно какие-то инструменты реформирования. Одной из причин большого успеха польских реформ была делегация власти на места, для того, чтобы местные общины могли реализовать свой потенциал. Центральная власть перестала быть структурой, решающей за всех, что им делать. Это можно было бы использовать и в Украине, чтобы преодолеть эту привычку централизованного мышления. Власть на местах должна понять, что именно она управляет своей судьбой и должна учитывать ожидания людей, потому что если этого не будет, в следующий раз выберут других. Надо создать конкурентную среду в своей стране, и вы увидите, как местные общины соревнуются, предлагая лучшие образовательные, социальные проекты. Это хороший двигатель модернизации. В то же время, нужно понимать, что стратегии требуют времени. Чудо не произойдет через год, так не будет. Впереди трудный период адаптации и изменений. История 28 стран ЕС - это учебник по кризисному менеджменту, потому что всегда какая-то страна переживает кризис. Сельское хозяйство, металлургия, здравоохранение, публичные финансы, рынок труда - во всех этих областях мы имеем определенные уроки. Этот опыт кризисного менеджмента можно использовать и в Украине.

- А как по плану Маршала для Украины (программа экономической помощи)?

- Международное сообщество, ЕС и США должны помочь Украине на пути реформ. Такой план является актуальным. Но именно это и есть повестка дня Соглашения об ассоциации. Финансовая помощь от международных институтов, хороший инвестиционный климат для Украины дадут эффект экономического роста. Потенциал Украины является очень значительным. Не знаю, где-то в Европе есть еще страна с таким потенциалом. У вас есть все. Но вы реализуете этот потенциал?

- Несколько дней назад министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в комментарии немецкому изданию Spiegel заявил, что пока рано говорить о возможности вступления Украины в ЕС и НАТО. Как вы прокомментируете это заявление?

- Мне трудно комментировать слова немецкого министра. Украина - это суверенный субъект международной политики. Украина, как суверенное государство, имеет суверенное право, на основе Хельсинкского Акта (?), сама выбирать международные альянсы для заверения собственной безопасности. Участие Украины в различных объединениях - это вопрос ее взаимодействия с другими странами.

- Последний вопрос о ситуации на востоке Украины: какое решение и какие меры, помимо санкций, может предложить Европа, чтобы поддержать нас в нашей борьбе?

- Я люблю говорить о положительных планах, скорее негативных, так санкции собственно таковыми и являются. Санкции - это только инструмент, а не цель. Я бы хотел, чтобы речь шла об убеждении, о готовности противоборствующих сторон менять мнение. Мы говорим о развитии, но мы не должны забывать о том, что произошло. Нашим фокусом должно быть будущее, которое основывается на анализе опыта и выводах. Мы должны постоянно думать о том, как выйти из кризиса без нарушения принципов миропорядка - суверенности и неделимости страны. И, конечно, избегать силовых сценариев. Я не хотел бы думать о негативных вариантах развития событий, о более серьезных, за санкциями, ответах.

 

Алиса Рубан, информационная кампания " Stronger Together"

Последние комментарии