Остарбайтеры: Агафонова (Баклагина) Раиса Петровна

«Пусть всё беспрерывно возвращается – это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром: в этом вечном возврате заключается высшая точка мышления» Фридрих Ницше (1844 – 1900).

Агафонова (Баклагина) Раиса Петровна. Родилась 30 июля 1923 г.

Раиса Петровна Агафонова – коренная боровчанка. Там же окончила 7 классов. Строила разные планы на будущее, но Великая Отечественная война по-своему распорядилась её судьбой, равно как и судьбами многих других. Она – одна из более  ста односельчан, отправленных на рабский  труд в Германию.                                                                                                   

Воспоминание

 «В Боровском нас погрузили на машины и повезли в Луганск, - вспоминает Раиса Петровна. – Там таких, как мы, было собрано со всех районов и городов Луганщины много. Подогнали телячьи вагоны и – в долгий путь. В дороге нас не кормили. Дважды производили дезинфекцию. Раздевали до гола и обрабатывали каким-то порошком, а потом устраивали медосмотры. В Германию мы приехали без вшей. Там нас «рассортировали»: мужчин – в один лагерь, женщин – в другой.

Я оказалась в городе Кляусталь – Целерфольд. Работала на военном заводе. Цех был сильно загазован. Мастер – австриец, рабсила – только русские и украинцы. Проверку проводили немцы.

Работали остарбайтеры вместе с военными, в три смены по восемь часов. Изготовляли снаряды. В строго запрещенных ситуациях обливали снаряды водой, после чего они не взрывались.

Кормили нас раз в день: брюква, капуста, шпинат, бульон – бурда (один половник), хлеба пластушка на 5 человек, 20 г маргарина. Некоторые падали от истощения, люди настолько исхудали, что перестали узнавать друг друга.

Жили мы в восьми бараках, обнесённых колючей проволокой. На проходной дежурили полицаи. Барак состоял из 10-ти комнат. В каждой из них стояло по 8-7 двухъярусных кроватей. Подъем в шесть утра. На работу ходили в сопровождении 2-х полицаев с двумя собаками. В нашем лагере женщин не били, а вот в соседнем мужском – немцы устраивали страшные избиения. Со временем нас стали выпускать за территорию лагеря. Появилась возможность подработать после трудовой смены, делали уборку, стирали у местного населения, а за это получали дополнительное питание.

В августе 1945 года со стороны американцев пришло освобождение. Нас погрузили на машины, привезли в Десао на Эльбе и передали русскому командованию. Мы пешком отправились домой.  Три дня шли, а потом нас погрузили в машины, проехали Германию и Польшу, и приехали в Ковель. Оказались на границе своей Родины. Там нас погрузили в вагоны и отправили в Луганск. На вокзале нас встречали с музыкой, так мы были первыми из числа насильно угнанных. По приезде прошли медосмотр, получили проездные билеты и отправились по домам. Вот так закончилось три года невзгод, переживаний и лишений.

По-разному сложилась судьба боровчан в Германии.

Работали с немцами, французами, австрийцами, некоторые девушки выходили замуж. Со мной работала Луша Черножукова. Она познакомилась с французом. Они поженились и уехали на родину мужа.

Но большинство все-таки возвратилось домой, в Боровское, где и живут по сей день. Среди них – и Раиса Петровна. Вместе со своим мужем – Иваном Федоровичем она воспитала двоих детей. Теперь сын Александр работает электросварщиком в Ковеле, дочь Светлана – лаборант – электрик СГППО «Азот». У Раисы Петровны четыре внука. Оксана закончили консерваторию, Сергей – музыкальное училище, Дима  закончил СТИ, Артём – ученик 11 класса.

За моральный и материальный ущерб, нанесённый в годы войны, фрау Раиса получила от правительства Германии денежную помощь, но ничем нельзя восстановить потерянное здоровье, равно как и стереть унижение и оскорбление, испытаное на чужбине…И все же, несмотря на все жизненные лишения и невзгоды, главный принцип в её   жизни – «Умение прощать – удел сильных…».  

 

Продолжение следует

Последние комментарии