Украинские женщины сдерживают радикализм

Обострение политического кризиса в Украине в последнее время приобрело международное значение. Страны всего мира активно подключились к разрешению конфликта, который возник из-за непосредственного участия в нем нашего соседа и до недавних пор надежного стратегического партнера – России. Она развернула широкомасштабную военную операцию в Крыму.

Как украинские женщины смогут снизить градус создавшегося противостояния? С ответа на этот вопрос начался разговор с председателем правления Международной Школы Равных Возможностей Ларисой КОЛОС.

- Женщины могут сделать очень много, - сказала Лариса Колос. - В той ситуации, которая сложилась в Крыму, они действуют очень активно. Например, они стали стеной между российскими и украинскими военными. Тем самым, продемонстрировали, что не хотят крови.

Это произошло в селе Перевальное. Там дислоцируется украинская воинская часть. В определенный момент она оказалась в окружении российских подразделений.

Нужно понимать, что мы находились на грани большого конфликта. И он мог иметь страшные последствия.

В такие моменты женщины не просто не могут - не имеют права  стоять в стороне. И все мы надеемся, что наш голос будет услышан. А о том, что мы не молчим, свидетельствует такой факт: 2 марта украинские женщины, руководители общественных организаций обратились ко всем международным структурам, лидерам ведущих государств с просьбой помочь решить нынешний российско-украинский конфликт мирным способом.

- Судя по реакции, международная общественность голос украинцев слышит, но слышат ли его в России?

- Поверьте, слышат. В России тоже немало людей, которые выступают против вооруженных конфликтов. Манифестации, которые в эти дни проходили во многих российских городах, а не только в Москве – тому подтверждение.

Возьмите обращение Ирины Хакамады. Нужно иметь большое мужество, чтобы в российских условиях, когда ущемляют свободу слова, публично выступить против действий власти, против развязываемого ею конфликта.

Таких примеров могло быть намного больше. Но нужно иметь в виду, что российская общественность до сих пор получает об Украине искаженную информацию. Российские СМИ по-прежнему настаивают на том, что якобы у нас остро попираются права русских, разжигается межнациональная и межконфессиональная рознь, нарастает экстремизм и терроризм.

Мы знаем, что это неправда. Но сейчас главное, чтобы об этом знали рядовые граждане соседней страны, которые до сих пор не могут разобраться во всем в полной мере.

- Центром особого напряжения сегодня стал Крым. Что бы вы, пользуясь возможностью, могли сказать жителям этой автономной республики?

- Прежде всего, желаю им выдержки. В таких напряженных условиях она дается нелегко, но другого выбора нет.

Обращаюсь к крымским женщинам. Вам сейчас особенно тяжело. Вокруг разворачиваются непредсказуемые события. Вы переживаете за своих детей, родственников, близких.

Поверьте, мы испытываем те же чувства. Мы беспокоимся о наших детях, родственниках, но мы думаем и о вас, о ваших детях и всех близких вам людях. Все надеемся, что ситуация разрешится мирным путем, и мы снова сможем жить во взаимном уважении и согласии.

Ситуация в Крыму вскрыла проблемы, которые характерны для всех украинских регионов. Понятно, что все женщины хотят жить лучше. И они свои чаяния связывают с украинской властью. И это – правильно. Но дело в том, что наши регионы не имеют достаточно развитого самоуправления, они не могут самостоятельно решать те вопросы, которые перед ними возникают.

Сегодня многие здравомыслящие политики говорят – территориям нужно дать столько власти, сколько они могут на себя взять. И сколько власти может на себя взять Крым, пусть столько и берет.

Но это вопрос завтрашнего дня, а сегодня важно выстоять.

- Как в сложившейся ситуации действует Школа Равных Возможностей?

- Школа Равных Возможностей принимает самое активное участие в жизни Майдана. Здесь работали и продолжают работать многие наши волонтеры. В частности, они готовят разные информационные материалы.

Например, наша волонтерка Юлия Марушевская сделала ролик о Майдане. Он так и назывался – «Почему я стою на Майдане?» Ролик взорвал Интернет. В общей сложности, его посмотрели 8 млн. человек.

Сегодня мы устанавливаем контакты со многими общественными организациями. Свою задачу видим в том, чтобы воздействовать на ситуацию, на то, чтобы перевести ее в мирное русло.

И продолжаем реализацию проекта по внедрению гендерных подходов в различные сферы жизни общества и местной власти, поддержанного Посольством Финляндии в Украине. Он оказался очень своевременным. Сейчас проводим тренинги для госслужащих среднего звена, обсуждаем с ними пути выхода из личного и социального кризиса. Гендерная тема оказалась как никогда актуальной.

- Принято считать, что сила женщин состоит в их готовности к компромиссу. Тем не менее, сейчас многие отмечают, что наши женщины радикализировались. Что их подталкивает к этому?

- На самом деле, причин много. Одна из них – нельзя не замечать того, что происходит на улице. А у каждого свой уровень стойкости, свое понимание событий. Некоторые начинают думать, что простые решения годятся для самых сложных вопросов.

Вторая проблема связана с умением анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы. Но если женщину привязать только к решению бытовых вопросов, оторвать от активной общественной жизни, она не сможет должным образом реагировать на происходящие события.

В цивилизованном мире успешно реализуется гендерная политика. Она дает возможность мужчинам и женщинам в одинаковой степени реализовать тот потенциал, которым они располагают. Кто-то находит свое призвание в том, чтобы присматривать за семьей, кто-то делает должностную карьеру, кто-то организовывает бизнес и т. д.

Поверьте, женщины, которые состоялись в этой жизни, никогда не будут судить о ней однобоко. Они понимают, что наша жизнь многогранна и не такая простая, как иногда кажется. То есть, в их суждениях и в их поведении не будет даже намека на радикализм.

Там, где много радикализма, меньше гендерной культуры, и, наоборот, там, где меньше радикализма, больше гендерной культуры. Я уверена, если бы в свое время в Украине успешно внедрялась современная гендерная культура, если бы активнее к управлению государством допускались женщины, в обществе не было бы нынешнего накала страстей и всех тех проблем, которые мы сейчас вынуждены решать в срочном порядке.

- В структуре нынешнего Кабинета Министров произошли серьезные изменения. Какое ведомство теперь будет заниматься гендерными вопросами?

- Как и раньше, эта функция будет возложена на Министерство социальной политики. И это хорошо. Министерство уже имеет соответствующие наработки, так что ему не придется начинать с чистого листа.

Министерство возглавила Людмила Денисова. Раньше она уже занимала соответствующую должность. Все мы надеемся, что в своей работе министерство будет опираться на общественные организации, в том числе, и такие, которые занимаются гендерными вопросами.

- В новом правительстве украинские женщины представлены лишь одним министром. Как вы это оцениваете?

- Мы ожидали, что министром здравоохранения станет Ольга Богомолец. Она хороший стратег и такой же хороший менеджер, пользуется большим авторитетом среди своих коллег-врачей и среди представителей общественных организаций. Ольге Богомолец предложили должность вице-премьера по гуманитарным вопросам, но она от нее отказалась. Это как раз и свидетельствует о том, что женщина не гонится за должностью, а хочет заниматься делом. Очень жаль, что должности министра ей не предложили, и мы не имеем такого высококлассного специалиста в правительстве.

- Насколько уместно в нынешней крайне сложной ситуации обсуждать, сколько должно быть во власти женщин и мужчин?

- Мне кажется, что суперсложные вопросы лучше всего решают женщины. Потому что в отличие от мужчин они преимущественно видят проблему всесторонне. Женщины могут просчитать последствия тех решений, которые они принимают.

Например, если бы в нашем парламенте женщин было больше, чем сейчас, мы бы не получили новую языковую проблему. А ведь ее породило решение Верховной Рады об отмене «языкового» закона, который вообще был не важным в данной ситуации.

- В стране активно создается гражданское общество. На передовые позиции выходят даже не политики, а лидеры общественных организаций. Что нужно сделать, чтобы усилить эту тенденцию?

- Мне кажется, что сегодняшняя власть понимает роль общественных организаций в формировании гражданского общества. Поэтому не будет их всячески притеснять, как это было прежде.

Если наша власть захочет услышать голос женщин, то она его услышит. В том числе и тех, которые отстаивают равноправие с мужчинами.

В частности, на конференции, которую при поддержке ОБСЕ, Программы ООН Женщины и Посольства Финляндии мы вместе с большой группой общественных организаций Киева и ведущими гендерными экспертами проводили в украинской столице в конце прошлого года, были разработаны первоочередные задачи, структура механизма гендерной политики в нашем городе, перечень мероприятий, которые должны проводиться в первую очередь. На том мероприятии прозвучали сразу две идеи.  

Первая касалась создания в столице должности омбудсмена по вопросам защиты прав человека и гендерным вопросам. Вторая идея имела отношение к созданию Департамента гендерной и семейной политики в структуре киевской власти. Это чтобы гендерный вопрос как второсортный не кочевал из одного департамента в другой.

- Я знаю, что этим ваши идеи не ограничиваются. Есть еще одна, которая сегодня особенно актуальна. Расскажите подробнее о ней.

- Мы предлагаем правительству и местным органам власти совместно со спонсорами организовать массовые поездки из регионов в Киев, чтобы люди побывали на Майдане и поняли, за что умирали герои Небесной Сотни.

Важно к этой акции максимально привлечь жителей юга и востока Украины. Они поймут много важных для всех нас вещей, в том числе – и для них.

На улицах Институтской и Грушевского трудно сдержать слезы. Здесь плачут и мужчины и женщины, сюда приходят с детьми. На местах, где погибали майдановцы от пуль снайперов, огромное количество цветов. Здесь священники разных конфесий проводят молебны по убиенным.

А после этого нужно повезти их в резиденцию Виктора Януковича «Межигорье». Пусть простые люди увидят ту роскошь, в которой там жили, и задумались – откуда она?

Уверена, тогда многим станет ясно, что майдановцы не воевали со своими соотечественниками с юга и востока. А именно эту мысль все еще кое-кто пытается нам навязать. Майдан боролся с коррупцией прежней власти и постоянным попранием ею прав всех украинских граждан.

Сегодня очень важно, чтобы новая власть установила диалог с жителями всех территорий, учла их пожелания и реализовала их на практике. Только тогда она получит нашу общую поддержку.

- Впереди женский праздник – 8 Марта. Что бы вы пожелали женщинам в этот день?

- Мира, спокойствия и веры в то, что все нормализуется.

 

Сергей Герасименко, Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

Последние комментарии