Новшества на рынке труда

1 января 2013 года вступил в силу новый Закон Украины «О занятости населения», который дает дополнительные гарантии лицам, традиционно считающимся наименее конкурентоспособными на рынке труда. Подробнее о новшествах трудового законодательства  рассказали специалисты Северодонецкого городского центра занятости.

Закон «О занятости населения», утративший силу в новом году, содержал перечень лиц, для трудоустройства которых государство создавало особые благоприятные условия. Новый закон существенно расширил этот перечень. К категории лиц, которые имеют дополнительные гарантии в содействии при трудоустройстве, относятся: 
1. Один из родителей, который имеет на содержании детей в возрасте до 6 лет или воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет, или ребенка-инвалида. Стоит отметить, что предыдущий закон «О занятости населения» относил к этим категориям только женщин и одиноких матерей. Новый закон больше соответствует современным реалиям, поскольку предоставляет дополнительные гарантии также и мужчинам, отменяя существовавшую ранее дискриминацию по половому признаку. 
2. Один из родителей, который содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) или инвалида I группы (независимо от причин инвалидности). Добавление в перечень данной категории – новелла в законодательстве Украины. Ранее лица, имевшие на своем содержании инвалидов, не имели права на дополнительное содействие при трудоустройстве.
3. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей могут, как исключение, приниматься на работу. Этот пункт также является новеллой законодательства, поскольку ранее указанные категории лиц не имели никаких дополнительных гарантий при трудоустройстве.
4. Лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения. 
5. Молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной службы (в течение шести месяцев после окончания или прекращения учебы или службы) и впервые принимается на работу.
6. Лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» осталось 10 и менее лет. 
Положения нового Закона отличаются от предыдущего также и тем, что закон «О занятости населения», утративший силу, предоставлял дополнительные гарантии лишь тем лицам, которым осталось два года до достижения пенсионного возраста. В связи с увеличением пенсионного возраста в Украине, в последнее время на рынке труда наблюдалась тенденция не принимать на работу лиц «предпенсионного возраста». Дополнительные гарантии, предусмотренные законом, призваны устранить фактически существующую дискриминацию в отношении лиц, чей возраст приближается к пенсионному.
7. Инвалиды, которые не достигли пенсионного возраста.
8. Лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей могут, как исключение, приниматься на работу. Последняя категория лиц в соответствии с положениями предыдущего закона «О занятости населения», раньше не могла претендовать на дополнительные гарантии при трудоустройстве.
Вышеназванная гарантия заключается в том, что для предприятий, учреждений и организаций, где количество работающих превышает 20 человек, законом установлена квота для обязательного трудоустройства социально уязвимых лиц в размере 5% от среднеучётной численности штатных работников за предыдущий календарный год. Эта квота означает, что в случае, если на предприятии работает, например, 21 работник, работодатель обязан трудоустроить минимум 1 человека, который относится к категории социально уязвимых лиц, указанных выше. Ежегодно предприятие должно отчитываться перед Министерством социальной политики Украины о соблюдении указанной квоты. Законом предусмотрены также финансовые поощрения для тех работодателей, которые трудоустраивают таких граждан по направлению соответствующих центров занятости, сроком не менее чем на два года. В течение одного года со дня трудоустройства указанного лица работодателю ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующего человека в месяц, за который он оплачен. Стоит отметить, что для получения подобного «бонуса», работодатель должен добросовестно выполнять взятые на себя обязанности по трудоустройству в течение не менее двух лет. Если лицо будет уволено до истечения указанного срока, работодатель должен либо вернуть размер всех компенсированных выплат в государственный бюджет, либо трудоустроить другое лицо, направленное центром занятости. 
Таким образом, последние изменения в законодательстве Украины в сфере трудоустройства населения, безусловно, носят позитивный характер, поскольку направлены на защиту права на труд тех слоев населения, которым на практике труднее устроиться на работу.
Помимо трудоустройства слабозащищенных слоев населения, Северодонецкий городской центр занятости работает в следующих направлениях: содействие гражданам в подборе подходящей работы согласно способностям, образованию, с учетом потребностей рынка труда, информирование работодателей о наличии незанятых граждан, которые имеют необходимые профессионально-квалификационные качества, помощь работодателям в подборе и обучении необходимых работников из числа незанятого населения, информирование о свободных вакантных должностях, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных, профориентационные услуги, обучение безработных технике самостоятельного поиска работы, выплата в установленном порядке помощи по безработице и материальной помощи.
На сегодняшний день на рынке труда востребованы вакансии токаря, фрезеровщика, электрогазосварщика, продавца продовольственных товаров. Лицам, которые длительное время не могут найти работу по своей основной специальности, Северодонецкий центр занятости предлагает переобучение на профессии, которые востребованы на рынке труда: под конкретную заявку работодателя или под существующие вакансии.
Безработные, желающие открыть свой собственный бизнес и стать частными предпринимателями, имеют возможность получить всю сумму своего пособия по безработице и использовать ее как  стартовый капитал, а перед этим пройти двухнедельный курс обучения для начинающих предпринимателей.
Одной из новых услуг центра является предоставление ваучера на получение дополнительного образования. Любой желающий, возрастом выше 45 лет, имеющий страховой стаж не меньше 15 лет, может воспользоваться этой услугой и бесплатно получить новую профессию, а также повысить квалификацию на специальных курсах.
Одним из приоритетных направлений деятельности центра занятости является организация временной занятости населения, которая мотивирует безработных к труду. К такой форме активной поддержки относятся оплачиваемые общественные работы, главным критерием которых является то, что их может выполнять даже человек без специальной подготовки или квалификации. К оплачиваемым общественным работам относятся общедоступные виды неквалифицированных работ, а также квалифицированные работы, которые организуются с целью предоставления дополнительной социальной поддержки и обеспечения временной занятости лиц, которые ищут работу. Участие в оплачиваемых общественных работах могут принимать безработные, лица, занятые трудовой деятельностью, но желающие работать в свободное от основной работы время, ученическая и студенческая молодежь, которая хочет работать в свободное от учебы время, пенсионеры и инвалиды. Во время выполнения временных работ лица, состоящие на учете в центре занятости, не теряют статус безработного.
Зачастую, для человека, стоящего на учете в центре занятости, пособие остается единственным средством существования. Поэтому работники Северодонецкого городского центра занятости делают все от них зависящее, чтобы оказать помощь безработному в трудоустройстве, мотивации и обучении.

Последние комментарии