Чем ближе 1 января 2014 г., тем нервозней становится ситуация на топливном рынке. С нового года вступает в силу норма об обязательном добавлении в автобензины 5% обезвоженного этилового спирта, или биоэтанола. Уже очевидно, что реализовать это благое дело абсолютно нереально. Причин несколько. Это отсутствие понимания того, где, из чего и как должен производиться этот бензин; кто ответит за его качество; как при этом платить налоги и сколько будет стоить такое топливо.
Но главное препятствие — это физическое отсутствие необходимого количества биокомпонента украинского производства. Опять импорт? Так стоило ли в таком случае затевать этот проект, призванный снизить энергозависимость Украины хотя бы в данном сегменте? Но пока в Украине все еще решают, как произвести биоэтанол, в Европе уже отказываются от превращения еды в топливо.
Добавление до 5% биокомпонентов в моторные топлива (не только в бензины, а и в дизтопливо) является весьма распространенной практикой. В Европе такая норма действует уже давно и не привела к какому-либо коллапсу. Отличие в том, что цивилизованным странам для этого понадобилось немало времени, длительная приверженность выбранному курсу и, конечно же, деньги. В Украине этот опыт захотели внедрить за полтора года, хотя результат был известен заранее.
Не взлетело
Украина потребляет в год около 5 млн т бензинов, т.е. для перехода на "спиртосодержащее" горючее необходимо 250 тыс. т биоэтанола. В то же время в 2012–2013 гг. производство этого компонента в стране не превышает 60 тыс. т (см. рис.). И весь он востребован в отрасли так называемых альтернативных топлив, в которых более 30% приходится на неуглеводородные компоненты. Как правило, таким компонентом как раз и служит биоэтанол. Государство стимулирует выпуск альтернативных топлив, работает специальный закон, предусматривающий очень существенные льготы по акцизу и налогу на прибыль, в связи с чем заниматься "альтернативой" достаточно интересно. (Есть мнение, что при этом не обязательно что-то производить, достаточно просто оформлять обычный бензин как "альтернативное топливо".)
Итак, свободных объемов компонента нет. Почему? Как ни странно, но все многолетние усилия государства по стимулированию выпуска биоэтанола не дали результата в виде повального увлечения инвесторов строительством этанолопроизводящих заводов. На сегодняшний день работает пять-шесть маломощных производств, использующих, как правило, технологии по получению спирта из мелассы, которой катастрофически не хватает в связи со сворачиванием производства сахара.
Здесь показателен пример компании "Техинсервис", которая установила шесть комплектов оборудования для обезвоживания спирта на предприятиях "Укрспирта". Но из-за отсутствия сырья и несовершенства выбранной технологии кое-как работают только два из шести комплексов.
Однако некоторые подвижки есть. По имеющимся у автора данным, мощный, по меркам данной отрасли, завод по производству 50 тыс. т биоэтанола в год планирует построить семья вице-премьера Юрия Бойко в его родном Рубежном (Луганская область). Характерно, что закон об обязательном добавлении этанола был разработан Министерством топлива и энергетики в 2012 г., когда его возглавлял как раз Юрий Анатольевич… К заветной дате 01.01.2014 г. по каким-то причинам проектировщики не успели, но, говорят, процесс находится в продвинутой стадии, подрядчиками выступили американцы, и ожидается, что объект запустят в 2015 г.
Оборудование для предприятия соизмеримой мощности уже закупила и привезла компания, которую связывают с нынешним министром энергетики Эдуардом Ставицким, — "БРСМ-Нафта". Но, по словам источников, в Переяслав-Хмельницком (Киевская область), где планируется строительство, также возникли непредвиденные сложности. О сроках запуска ничего не известно. Это несколько странно, потому что г-н Ставицкий известен своей приверженностью нетрадиционным топливам, благодаря которым он во многом сделал карьеру на рынке нефтепродуктов с последующим переходом на высшие ступени исполнительной власти. В интервью порталу OilNews минувшим летом г-н Ставицкий не разделил мнения о нереальности перехода на спиртосодержащие бензины с 2014 г. в связи с отсутствием необходимого объема биоэтанола. Хотя проблема министру известна, та же "БРСМ-Нафта" в периоды пикового спроса вынуждена констатировать нехватку компонента для "альтернативки".
С учетом еще пары-тройки маломощных и к тому же весьма туманных проектов речь идет о том, что к 2015–2016 гг. производство биоэтанола возрастет максимум на 100 тыс. т, то есть суммарно до 150–160 тыс. т, максимум — до 200 тыс. т в год (см. рис.). Тогда как уже с 1 января 2014-го стране потребуется не менее 310 тыс. т.
Существенно изменить ситуацию могла бы реанимация проекта-гиганта — биоэтанольного производства в Золотоноше Черкасской области. Завод мощностью 100 тыс. т в год был построен на деньги государственного "Укрэксимбанка" до 60–80-процентной готовности. Однако раздутая в разы смета и срыв сроков строительства привели к замораживанию проекта. С 2009 г. вдохнуть жизнь в стройку пыталось несколько инвесторов, но сумма невозвращенных кредитов и процентов по ним — около
800 млн грн — несовместима с потенциалом этого бизнеса. К тому же специалисты-спиртовики судачат, что сам проект имеет ряд серьезных недостатков: есть проблемы в технологии, логистике сырья, а также в экологической безопасности. Как бы там ни было, практически готовое предприятие гниет заживо.
Есть еще одна нетемная лошадка в этой отрасли — государственный монополист "Укрспирт". Именно с ним связывали надежды на прорыв в биотехнологиях в топливной сфере, однако эта карта не сыграла. По данным участников рынка, под программу-2014 кое-кто из "донецких" планировал получить на модернизацию государственных спиртзаводов 300 млн грн с последующей их приватизацией "за недорого". Но, как говорится, это жизнь: что-то поменялось, Минфин денег не дал, а кое-кто был отодвинут от корыта. Тем не менее "Укрспирт" опять грозится произвести в 2013 г. 100 тыс. т биоэтанола, правда, не раскрывает, за счет чего.
В связи с более чем очевидной нехваткой биокомпонента странными выглядят разговоры о том, что, мол, к серийному выпуску спиртосодержащих бензинов готов крупнейший участник рынка — группа "Приват", владеющая 1600 АЗС, контролирующая НПЗ "Укртатнафта" и реализующая около 1 млн т бензина в год. Нетрудно подсчитать, что днепропетровцам нужно около 50 тыс. т биоэтанола, или, по сути, весь объем производимого в стране биоэтанола. Может, "Приват" незаметно создал свое производство биоэтанола? Однако "спрятать" такой завод невозможно, говорят специалисты. Или просто "Укртатнафта" будет штамповать паспорта качества "с 5% биоэтанола"? А кто проверит, все равно контроля никакого… Да и за плечами кременчужан есть куда более серьезный опыт — выпуск на протяжении более чем полугода безакцизных компонентов бензина КБ-92 и КБ-95 в 2009–2010 гг…
Как видим, в ближайшие как минимум два, а скорее, три-четыре года о выпуске необходимого объема украинского биоэтанола вряд ли уместно говорить. Проблема, похоже, в пресловутом украинском инвестклимате, так как, кроме вице-премьеров и министров, в данной отрасли никто на вложения не решается. А речь идет о немалых суммах. По оценкам специалистов-спиртовиков, на завод мощностью 50 тыс. т биоэтанола в год может потребоваться до 50 млн долл.
Бумага стерпит,
автовладелец — нет
За прошедший со дня принятия закона об обязательном добавлении биоэтанола год стала видна ошибочность или просто навязанная обществу дезинформация от лоббистов проекта. Например, биоэтанол сегодня стоит 12 тыс. грн за тонну, тогда как высокооктановый бензин — 13 тыс.
А ведь в прошлом году спиртовики и чиновники Минэнергоугольпрома заявляли, что тонна биокомпонента будет стоить 6–7 тыс. грн, и это должно было способствовать удешевлению спиртосодержащего топлива по сравнению с "обычным".
На самом деле тезис о дешевизне был ложным изначально. Даже если после насыщения рынка цена на биоэтанол упадет вдвое, все равно "спиртосодержащее" топливо будет ощутимо дороже обычного.
Манипуляции со смешиванием, дополнительные транспортные затраты в комплексе с необходимостью инвестировать в создание технологической инфраструктуры — все это вызовет серьезное повышение себестоимости производства топлива. В Европе этот неприятный момент сгладили путем государственных дотаций производителям (недавно этот праздник, к слову, закончился).
Выходом из биоэтанольного тупика мог бы стать импорт, недостатка этого ресурса на внешнем рынке нет. Но как это стыкуется с широко распиаренным тезисом о том, что "биоэтанольная" программа снизит нашу зависимость от импорта энергоносителей? В связи с этим Минэнерго вроде бы даже собирается настаивать, что речь в законопроекте идет исключительно об использовании украинского этанола и смешивании продукта исключительно внутри страны.
Но пока идут эти разговоры, некоторые операторы тихонько изучают варианты импорта готового бензина с 5% биокомпонентов. Но, во-первых, на европейские страны приходится всего около 40% поставок бензина. Во-вторых, как быть с ограниченным сроком хранения такого топлива? А он не превышает 30 дней, потом такой бензин теряет свои свойства. Чтобы приблизить продукт к потребителю и продлить сроки реализации, в Польше концерн "Орлен" накрыл страну сетью нефтебаз, на которых происходит смешивание бензина с биокомпонентами. Если же учесть, что на отгрузку, транспортировку, растаможку импортного бензина уходит 10–15 дней, продавать "спиртовый" продукт будет нужно буквально "с колес". А если за 30 дней реализовать товар не успеют? Если закон в его нынешнем виде будет действовать, о создании Госрезерва и прочих запасов бензина в стране можно вообще забыть.
В целом качество бензина после внедрения спиртовой "обязаловки" вызывает обоснованные опасения. Фактически закон создает предпосылки для организации массы производств по выпуску нефтепродуктов, подакцизных, отметим, товаров. Если при сегодняшней централизованной системе снабжения рынка качество топлива является для водителей проблемой номер один, а налоговая никак не может собрать весь причитающийся государству акциз (см. материал:"Министр Клименко "не видит" трети налогов с нефтепродуктов"), то давайте представим, что будет происходить, когда "мешать" бензин начнут на каждом углу?
Да, закон предусматривает выдачу разрешений на производство "спиртовых" бензинов Кабинетом министров по представлению Минэнергоугольпрома. Но это создает идеальные условия для коррупции, когда получение разрешения будет четко тарифицироваться и зависеть вовсе не от наличия у просителя необходимой производственно-технологической базы. Такой подход также обеспечивает идеальные возможности для давления на неугодных, ведь в силу политической или какой-либо иной целесообразности кто-то может и не получить разрешения…
***
Итак, реализовать норму о переходе на "спиртовый" бензин с 2014 г. невозможно. Как быть — отменять закон или переносить сроки, это уже вопрос второй. Учитывая сложившуюся ситуацию, проведенный участниками рынка и чиновниками анализ внутренних возможностей и зарубежного опыта, было бы правильным заново переписать существующий закон. Важное условие — не закрыть перспективу перед биоэтанольной отраслью, которую начали стимулировать еще в конце 90-х, но из-за постоянно колеблющейся "линии партии" никак не поднимут.
Например, на первом этапе использовать биоэтанол в обязательном порядке можно поручить НПЗ, которые имеют в своем распоряжении весь набор технологического оборудования для выпуска спиртосодержащих бензинов. С учетом работы Кременчугского НПЗ, ожидающегося на днях запуска Одесского НПЗ и в следующем году — Лисичанского это позволит обеспечить более 50% потребления бензина со спиртовой присадкой. По мере наращивания выпуска биоэтанола можно будет перевести на "обязаловку" и импортеров, которым придется переключиться с марочных бензинов на поставку технологического бензина Eurobob c последующим добавлением в него украинского биоэтанола.
Но при всем этом чиновникам, резко повернувшимся к Европе "передом", было бы неплохо учесть, что в этой самой Европе вектор биотехнологий не так давно серьезно изменил направление. Стимулируется и поддерживается только выпуск топлива второго поколения, при производстве которого не используются пищевые культуры и не задействуются земли аграрного назначения. Превращать еду в топливо для машин уже давно не в моде, а украинская "биоэтанольная" программа нацелена именно на это.
Источник Зеркало Недели
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 20 недель назад