Лидия Дегтярёва: «Україною повіяло»

Сегодня стало модно говорить о национальной культуре, не предпринимая никаких мер, чтобы эта культура не исчезла. Но такие люди, как Лидия Емельяновна Дегтярёва реально понимают и чувствуют, что утрачивает наш народ после активного внедрения в нашу жизнь западного мышления. Её творчество, её педагогическая деятельность, её патриотизм по отношению к своей стране вызывают уважение и благодарность. Её творческую деятельность, несомненно, можно назвать подвижнической и, поэтому, присвоенное ей недавно звание «Заслуженного работника культуры» можно считать достойной оценкой такого нелёгкого, но плодотворного пути.

Когда-то украинская народная песня стала для Лидии Дегтярёвой путеводной звездой. И национальная культура, выраженная в стихах и песнях, привела со временем  к выбору, который стал определяющим: бандурастала инструментом всей её жизни.

- Лидия Емельяновна, с чего начиналась Ваша творческая биография и каким образом Вы стали бандуристкой?

- Я училась в харьковском музыкальном училище по классу вокала, выступала с оркестром народных инструментов, где впервые услышала бандуру. Мне понравился её серебристый звук и красивый внешний вид. И руководитель оркестра предложил мне осваивать этот инструмент.

- Вам хотелось исполнять народные песни под собственный аккомпанемент?

- Дело в том, что тогда вокалисты не изучали многие теоретические дисциплины, которые меня интересовали, поэтому училище я уже окончила, как вокалист и бандуристка, и в 1962 году поступила в Киевскую консерваторию.

- Почему во время хрущёвской оттепели, когда в страну хлынул потокпритягательной для многихзападной музыки, Вы в этот момент не изменили украинской песне?

- Я выросла в селе, где народная музыка была востребована, и с украинскими песнями меня связывало не только творчество, но и образ жизни, когда пели и в поле, и на «вечорницях», и за праздничным столом – песня была неотъемлемой частью повседневной жизни и национальной культуры. Мне не нужно было специально учить народные песни – я с ними выросла, они жили во мне. Я чувствовала, что любит народ.

- Чем особенным запомнились годы учёбы в консерватории?

- В то время в Киеве существовал хор студентов киевских вузов – «Жайворонок». С этими ребятами мы в свободное время читали самиздатовские стихи Василя Симоненко, пели украинские песни возле памятника Шевченко … А затем шли к Владимирской горке, куда нас всегда провожала толпа  горожан,  с удовольствием подпевавших нашему хору. На летних каникулах мы вместе с «Жайворонком» проходили с концертами по шевченковским местам – от села к селу. В этом путешествии я познакомилась со своим будущим мужем – Яков Сергеевичем Дегтярёвым, с которым мы посещали концерты в филармонии, Октябрьском дворце культуре,  смотрели фильмы-оперы…

- Лидия Емельяновна, наверное, у Вас в жизни была возможность сделать сценическую карьеру – сегодня к этому стремятся многие. Но Вы выбрали другой путь. Почему?

- Во время летних каникул «Укрконцерт» создавал концертные бригады из студентов консерватории, хореографического училища, театрального института,  в которых я тоже принимала участие. Но со временем поняла, что жизнь на колёсах меня не привлекает.

У меня в жизни был ещё интересный момент: тогда я была приглашена на работу в Харьковскую консерваторию. Но я не решилась бросить на полдороге любимую работу, учеников … и на это место рекомендовала свою выпускницу.

- 46 лет назад Вы пришли на работу в музыкальное училище, в котором создали класс бандуры – практически сказочного инструмента в нашем регионе. Благодаря Вашему подвижничеству, в музыкальных школах на бандуре заиграли десятки молодых людей, а зрители «вживую» смогли услышать легендарный инструмент.

- В то время только в Старобельске существовал класс бандуры. Поэтому, приходилось бывать во  многих музыкальных школах Луганской области, заходить во Дворцы культуры, искать поющих детей. В этой деятельности меня активно поддерживал мой муж, который на машине мог довезти меня в любое дальнее село.

- У вас много учеников, которые выбрали тот же – нелёгкий путь педагога?

- Сегодня мои ученики работают в пяти консерваториях страны. Пустующую нишу востока Украины и всей Слобожанщины наполнила творческая и педагогическая деятельность моих учеников. Сегодня главная задача нашей культуры - возродить утраченные традиции.

- Лидия Емельяновна, с Вашей точки зрения, в какие периоды времени интересней было работать? 

- Я начинала свою педагогическую деятельность в Киеве: на 2 курсе консерватории уже преподавала в музыкальной школе. В Северодонецке мне для работы были выданы  три списанные бандуры из Луганской филармонии. Но было огромное желание работать: постепенно образовался класс, был создан ансамбль, ученики стали выступать на конкурсах, где завоёвывали всегда первые и вторые места. Тогда общий уровень культуры в обществе был довольно высокий.

Сегодня время для творчества очень трудное: не открываются новые школы, выпускникам сложно получить жильё, работу, хотя я всячески стараюсь им помочь. Самая отрицательная черта нашего времени – это равнодушие. Мне очень не нравится пришедшее западное изречение, не свойственное нашему народу: «Это твои проблемы». Мы – работники культуры обязаны противостоять такой позиции.

Хотя и сегодня люди тянутся к культуре: когда-то на концерте во время выступления своих учеников я услышала фразу «ЯкУкраїноюповіяло!». В простых песнях – мораль народа и мы не должны её утратить. Мне очень нравится выражение кого-то из великих: «Государство, которое не взращивает свою культуру, будет рабом своего соседа».

- Когда-то Ваша мама боялась отпускать свою дочь в этот край, где смешались различные культуры и традиции. Что Вы тогда ответили маме?

- Я поеду затем, чтоб там была Украина.

 

Владлена Элиозова

Последние комментарии