Северодонецк за счет сбросного тепла на Азоте может полностью отказаться от газа и угля для отопления

ЭСКО наступают: война с Газпромом ценой $10 млрд. в год или сотрудничество на $4,8 трлн.

Актуальная тема июня 2013 года в Украине - куда направить 40 млрд. грн госгарантий, что должно быть приоритетом - энергетическая независимость, сельское хозяйство или, например, авиастроение, емкость рынка которого составляет 4,8 трлн. долларов на ближайшие 20 лет

Энергосервисные компании вместо газовых скважин

Предоставление государственных гарантий для кредитов в энергетике можно смело снимать с повестки дня. В этом стратегическом направлении  можно обойтись без инвестиций. Все благодаря многолетнему и многократному росту тарифов на газ и электроэнергию, что позволило снизить окупаемость энергоэффективных мероприятий до 2-3-х лет. В мире появилась целая отрасль энергосервиса, предприятия которой готовы за экономию энергоносителей делать реконструкцию сетей тепло-газо-водо и электроснабжения.

В США насчитывается более 200 энергосервисных компаний (ЭСКО), однако 80% рынка энергосервиса принадлежит только 10 компаниям. В Болгарии и Китае работают специальные государственные фонды, которые поначалу выдавали дешевые кредиты для ЭСКО, а сейчас выступают лишь гарантами сделок.

Работа ЭСКО позволяет модернизировать уличное освещение и систему теплоснабжения, даже не имея в бюджете соответствующих средств для этого. Достаточно заключить энергосервисный контракт. Схема работы заключается в том, что энергосервисная компания проводит реконструкцию за свой счет, что позволяет заказчику существенно экономить на оплате за энергоносители. Затем или сразу из сэкономленных средств собственник  выплачивает ЭСКО оговоренную сумму. Потребителю это выгодно, потому что он не несет на себе бремя больших расходов.

Пример энергосервисного контракта

Один из примеров работы ЭСКО – это реализация в городе Кирове одного из крупнейших в России  муниципального контракта, благодаря которому во дворах и на улицах города появилось 15 тысяч современных энергосберегающих светильников. За шесть месяцев года экономия на уличном освещении Кирова составила 930 тыс. кВт-ч, что в денежном выражении составило немногим более 3 млн. рублей. Благодаря реализации муниципального контракта в Кирове было заменено порядка 70% всех уличных светильников. При этом сохранены все необходимые параметры по уровням освещенности улиц и дворов, а сам бюджет города на реализацию проекта не потратил ни копейки.

В Украине пока применение энергосервисного контракта не нашло широкое применение. Проекты реализуются за счет собственных средств либо с привлечением грантов, исключение - привлечение Киотских средств.

Одним из немногих удачных проектов можно назвать сотрудничество Европейского банка реконструкции и развития и города Днепропетровска. ЕБРР предоставил кредит в размере 20 млн. евро муниципальной ЭСКО г. Днепропетровска под гарантии города на проведение мер по повышению энергоэффективности в 71 школе силами частных инженерных (ЭСКО) компаний на основании энергосервисных контрактов. Кредит выплачивается за счет снижения расходов горсовета на теплоснабжение школьных зданий. Предусмотрена также возможность включения в проект энергоэффективного уличного освещения.

Киотский протокол – бесплатные инвестиции для реконструкции энергетики

Совсем свежий пример энергосервиса - это проект на получение киотских средств г. Измаилом Одесской области. Администрация города подала пакет документов на использования средств от сокращения выбросов парниковых газов для полной реконструкции сетей уличного освещения и замены ламп накаливания на светодиодные светильники. Бюджет проекта - 63 млн. грн. Экономия для бюджета города - 300 тыс. грн в год (видимо без учета необходимости замены ламп, стоимости работ и роста тарифов на электроэнергию). Аналогичные проекты реализованы в городах Донецкой области.

Украина может получить до 18 млрд евро от продажи киотских квот. Сегодня на счетах правительства в казначействе записаны 4,5 миллиарда тонн условных выбросов. Даже по минимальным ценам сумма средств, которые мы могли бы получить от продажи Киотской квоты, составляет 18 миллиардов евро. Это больше, чем объем кредита, который Украина сегодня просит предоставить МВФ.

По Киотскому протоколу, можно использовать в Украине два типа квот. Первый - от общего уменьшения выбросов мы можем получить условные тонны. Второй - если предприятия, которые сегодня работают, применяют новейшие технологии и производят меньше выбросов, то они имеют право самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от уменьшения таких выбосов. Например, есть ТЭЦ, производящая выбросов сегодня 100%, а завтра, за счет другой технологии - на 30-90% меньше. Так вот, если организация по Киотскому протоколу подтверждает уменьшение этих выбросов, то разницу в квотах можно продать на рынке. Эти квоты стоят - от 10 до 17 евро за тонну, чем можно покрыть большую часть затрат по реконструкции.

Схемы ЭСКО в теплоснабжении

Для реализации энергосервисных мероприятий в теплоснабжении в рамках соглашения подписывается специальный контракт, который называется «перфоманс-контракт». Согласно этому документу, потребитель обязуется возместить вложенные инвестиции через свою экономию.

В Украине за годы независимости стоимость одной Гкал тепловой энергии выросла в десятки раз. Согласно решению НКРЭ газ для отопления жилого сектора отпускается по цене 1309 грн за тыс. куб.м. Для предприятий бюджетной сферы в 3 раза дороже – по 3900 грн за тыс. куб.м. В результате тарифы на тепло в Киевэнерго составляют для населения – 200 грн за Гкал, для бюджетных учреждений – 766 грн/Гкал, для коммерческих организаций – 961 грн/Гкал (120$/Гкал). В результате затраты на энергоносители в бюджетах городов Украины выросли за последние годы в два, три, а то и в четыре раза. Происходит это за счет уменьшения финансирования в городах капитального строительства. В Киеве энергозатраты за 5 лет выросли более чем в 4 раза и превысили в бюджете города сумму 1 млрд грн.

Не меньшие затраты несут бюджетные учреждения России: "Около 300 млрд. рублей ежегодно расходуется на энергоресурсы в бюджетных зданиях и коммунальных предприятиях, 25 % или 90 млрд. рублей из которых можно сэкономить. Эти средства могут пойти на возврат инвестиций энергосервисных компаний, которые вкладывают свои средства в проекты по повышению энергоэффективности зданий", - считает Алексей Захаров, эксперт Департамента энергоэффективности и изменения климата ЕБРР.

Также в России готовится законопроект о возможности привлечения ТСЖ (аналог украинского ОСМД) энергосервисных фирм и оплате их услуг за счет "замороженных" среднегодовых платежей за отопление в течение 3-5 лет. За счет оптимизации потребление тепла сократится, но жильцы будут платить несколько лет в прежнем объеме. Экономия пойдет на оплату услуг энергосервисных компаний, что дает им мотивацию снижать потери. Ожидается, что таким путем потребление тепла сократится на 30%.

Перспективы энергосервиса в солнечной энергетике

В рамках энергосервисного контракта производится не только реконструкция существующих энергосетей, а и происходит строительство новых мощностей. На Алтае и в Якутии уже построены первые в России солнечные электростанции. До конца года согласно энергосервисного контракта будет построена еще одна энергоустановка на Алтае.

Причиной бурного роста солнечной энергетики является снижение себестоимости производимой электроэнергии солнечными батареями. За 20 лет производство одного солнечного кВт-ч снизилось с 1 Евро до 5-10 евроцентов, что уже равняется существующим розничным ценам на электроэнергию.

Объемы сбросного тепла на украинских ТЭС и АЭС эквиваленты 70 млрд. куб. м газа в год

Для отопления все чаще используются тепловые насосы с использованием низкопотенциального тепла. Они также являются предметом энергосервисных контрактов. Срок окупаемости умножителей тепла, как еще называют тепловые насосы, составляет от 3-х лет. Такой показатель был достигнут в средней школе № 18 г. Киева. Школа полностью отказалась от централизованного отопления и на 1 кВт затраченной энергии вырабатывать 3 кВт тепловой энергии.

Тепловые насосы давно применяются в Украине. Такое оборудование было установлено на водоснабжающем предприятии в г. Березань (Киевская обл.) еще в 1996 году. При снижении температуры 1 куб. м воды на 3 градуса было получено 4 кВт тепла для отопления административного здания водоканала.

Естественно в мегаполисах нужно рассматривать модернизацию в рамках всего города. В рамках страны реализация энергосервисных контрактов позволяет полностью отказаться от использования природного газа за счет использования тепла, которое образуется на предприятиях, где производственный цикл проходит с выделением тепловой энергии.

Одиннадцать крупнейших конденсационных тепловых электростанций Украины работают на украинских углях. Их общая проектная мощность равна 25 млн. кВт. Побочным продуктом при производстве такого количества электроэнергии является энергия тепловая, которая сбрасывается в окружающую среду через градирни или в водоемы в количестве около 325 млн. Гкал в год. К этому следует добавить 179 млн Гкал в год сбросного тепла на АЭС. Итого около 500 млн Гкал бесплатного тепла в год. Такое же количество тепловой энергии образуется при сжигании в котлах 70 млрд. куб. м природного газа в год .

На Трипольской ТЭС, которая находится в 30 км. от Киева сбросное тепло, поступающее на градирни при производстве электроэнергии просто выбрасывается в Днепр. При его использовании по расчетам ОАО «КиевЗНИИЭП» потребность Киева в природном газе уменьшится на 0,67 млрд. куб. м в год, а срок окупаемости капитальных затрат составляет всего 1,5 года.

Использование сбросного тепла экономически выгодно также на тех теплоэнергетических предприятиях, которые расположены вблизи предприятий, производственный цикл которых проходит с выделением тепловой энергии.

К примеру, в г. Северодонецке Луганской области, где в непосредственной близости к ТЭЦ находится цех по производству аммиака «Объединения «Азот». Согласно технико-экономического обоснования, сделанного одним из предприятий возможно отапливать 100% города за счет тепла, которое образуется при производстве аммиака. Установка теплообменников стоит около 5-6 млн. долларов. Окупаемость проекта – 2-3 года.

Кроме того Украина имеет в своем распоряжении значительные ресурсы геотермальнойэнергии, общей мощностью до 200 - 250 млн. кВт (при глубинах бурения буровых скважин до 7 км и периодах работы станций до 50 лет) и систем геотермального теплоснабжения общей мощностью до 1,2-1,5 млрд. кВт (при глубинах бурения буровых скважин до 4 км и периодах работы систем до 50 лет).

В Закарпатье на глубинах до 6 км температуры горных пород достигают 230 - 275°С. Здесь легко доступными являются геотермальные буровые скважины глубиной от 550 до 1500 м, в которых температура воды в устье скважины составляет 40-60°С, а при глубинах до 2000 м температура возрастает до 90 - 100°С.

Другой путь - тотальное утепление стен и окон. Установкой в рассрочку окон никого не удивишь. Маловостребованными остаются световоды, рекуператоры, жидкая керамическая теплоизоляция и алакаторы - индивидуальные счетчики тепла, которые позволяют регулировать потребление тепла. Именно использование алакаторов делает утепление экономически выгодным для собственников. Однако установка их в квартирах требует установку в доме теплового пункта.

Где взять деньги?

Задача государства заключается не столько в выделении финансирования или предоставления госгарантий для реализации проектов, сколько в создании законодательной базы для реализации самоокупаемых энергосервисных проектов. В свою очередь – это позволяет снизить импортозависимость экономики, освободить государство от субсидий населению, огромных затрат на разработку недр, строительства терминалов сжиженного газа с угрозой для Стамбула и реверса газа с рисками для работы всей ГТС России, Украины и Европы.

Не нужно делать невозможное, достаточно отменить два постановления Кабинета министров

Для полномасштабного старта реализации энергосервисных контрактов в теплоэнергетике достаточно отменить всего лишь два постановления Кабинета министров:
1) Постановление КМУ №1082 от 03.12.2008 «Вопросы усовершенствования схем расчетов за использованную электроэнергию и природный газ», которое предусматривает автоматическое списание средств со счетов теплоснабжающих предприятий и теплоэлектростанций для оплаты за газ на счета НАК «Нафтогаз Украины».
2) Ежегодное постановление об утверждении порядка предоставления средств на погашение разницы в тарифах, которое предусматривает выделение госсредств только на оплату природного газа и делает невозможным использование средств для переоснащения предприятий теплоэнергетики.

С другой стороны энергия может быть направлена на сотрудничество

Экономический эффект от реализации комплекса законотворческих мероприятий в сфере энергоэффективности составляет 26 млрд. куб. м. газа или 84 млрд. грн (10 млрд. долларов США) в год, ровно столько Украина платит России ежегодно за импортный газ или будет при бездействии платить Германии и Катару.

В сотни раз больше может принести победа на дипломатической ниве. В случае снижения тарифов на газ до 160-200 долларов США за тыс. куб. м Украина высвобождает десятки миллиардов гривен для финансирования авиастроительной отрасли. В ближайшие 20 лет авиакомпании мира намерены заменить более 35 тыс. самолетов на сумму 4,8 трлн. долларов США. Часть этого рынка однозначно займут украинские самолеты АН-148 ценой 30 млн. долларов США и обновленные вертолеты МИ-2.


 

Сергей Купин,

депутат Северодонецкого горсовета 4 созыва (2002-2006 гг)

Последние комментарии