Грамотность в среде однодворцев

Говоря об этнокультуре  и языке однодворцев, следует сказать и о грамотности в их среде. Как не странно, великий реформатор ПётрІ не способствовал распространению её среди потомков стрельцов и близких к ним городовых казаков. Государь, придя к власти, начал формировал новую служилую элиту – дворянство, которое возвысил над основной массой служилых. Старая служилая элита должна была деградировать, не доказывая личной преданности Царю…

Понимая, что грамотность, обделённого царской милостью сословия, может способствовать вольнодумству и бунту, Пётр приложил немало сил, чтобы перевести не получивших  дворянства стрельцов и казаков в полуслужилое сословие однодворцев, которые, подобно крестьянам, платили бы тягло,  лишились  бы сословных амбиций и служили бы пушечным мясом в будущих войнах России.

Именно поэтому, открывая государственные школы для начального обучения детей,  Пётр распорядился не давать грамоты именно однодворцам.

 «Во всех губерниях, дворянского приказного чина, дьячих и подьячих детей, от пяти до пятнадцати лет, опричь (кроме) однодворцев, учить цифири и некоторой части геометрии». 

 Между тем, в самом населении начинала проявляться потребность в образовании и согласно некоторым свидетельствам, за отсутствием официальных школ существовало домашнее обучение, когда дети учились считать, писать и читать церковные книги.

Для обучения использовались азбуки, буквари, псалтыри и часовники, издаваемые церковными типографиями.

Рис. Псалтырь

При этом элементарной грамотности детей однодворцев нередко обучали священники и служащие церковного причта. Однако, большинство детей обучалось у грамотных родителей, отставных военнослужащих, писарей и бродячих учителей.

Интересно, что бродячие учителя, , обычно были из крестьян. В народе их называли  «учитель вольной школы». Их приглашали как для индивидуального обучения, так и для преподавания в «вольной школе», где обучалось несколько детей.

Процесс обучения был поэтапным, от грамматики к часослову, а от часослова к псалтырю. Причём, переход от одной книги к последующей и для наставников, и для их питомцев  был настоящим праздником.

Рис. Часослов

В такой день в центральных губерниях европейской части России было принято подносить учителю горшок с кашею, осыпанной сверху деньгами. Самим ученикам родители дарили по пятаку или по гривне меди. Обычай этот назывался «кашей», и как пишет об этом в своей книге «Мир русской деревни» М.М.Громыко:

«В нем прослеживается прямое сходство с более древним, но бытовавшим повсеместно и в это время, обычаем одаривать кашей и деньгами бабку-повитуху, при праздновании крестин ребенка; и назывался этот обычай так же - «кашей». По-видимому, сходство обычаев связано с отношением крестьян к обучению грамоте как второму рождению человека»

И всё-таки школы для обучения однодворцев и служащих в «ландмилицких»  полках Украинской линии были открыты, но это было уже после Петра I.

Рис. Арифметика Леонтия Магницкого

При Екатерине II «Комиссия об училищах и призрения требующих» к 1770 году разработала проект введения обязательного обучения грамоте всего мужского сельского населения, предусматриваяпродолжительность учебного курса в 8 месяцев.

Увы, из-за недостатка средств и учителей проект остался почти не реализованным.

Рис.Грамматика (Милентия)Смотрицкого 1721

Тем не менее, грамотность среди однодворцев утверждалась. Овладевшие грамотой были успешны во многих сферах трудовой деятельности, в торговле и на военной службе. Грамотные имели больше возможности не только повысить свой достаток, но даже и перейти в другое сословие: в разночинцы, мещане, купечество, мелкие чиновники, а через службу, даже, и во дворянство. Но такое случалось чаще близ крупных городов и около самой Москвы.

На периферии заметной пользы от грамоты было гораздо меньше. К тому же книги стоили дорого, и не всегда чтение их поощрялось старшими. Случалось, что склонные к чтению и учёбе сыновья покидали отчий двор, а для семьи однодворца это был убыток.

Однако, элементарная грамотность шла на пользу. По крайней мере, она способствовала  частной переписке, и облегчала проникновение светской культуры в однодворческую среду. И притом, что не все могли хорошо писать, читать могли многие.   

Исследователи жизни и культуры однодворцев отмечают хождение в их среде рукописных текстов, в том числе рукописных книг , сборников религиозного и светского содержания; списков с указов центральных и местных учреждений, записей молитв, духовных стихов, наговоров; певческих сборников; лечебников (травников) или отдельных рецептов из них; календарей или частичных выписок из них.

Грамотные и относительно богатые однодворцы могли позволить себе чтение солидной, предназначенной не для богослужения книги житий святых православной церкви - «Четьи-минеи».

Рис.«Четьи-минеи». Дмитрия Ростовского 1714 год

Образцом письменного и интеллектуального творчества однодворцев является документ, известный как «Наказы однодворцев в Уложенную комиссию», подготовленный депутатами-однодворцами «для сочинения проекта для нового уложения» в 1767 году.

В частности, однодворцев здесь представлял выступавший 27 мая 1768 года Андрей Маслов, речь которого интересна как исторический документ, выражавший мысли и чаяния своего сословия.

Примечание: В Ревизской Сказке 1835 года в Боровской слободе были два двора однодворцев Масловых. Кроме того, «Маслов Стипан Петров сын и его семья  переселённые в 5 душах Слободско-Украинской палатой  на Кавказскую линию в казачье звание с 1й половины 1831го  года»

О развитии грамотности однодворцев  Боровской слободы много говорить не приходится. В настоящее время  педагогическим коллективом Боровской средней школы №19, а ранее историком И.Ф. Позняковым и канд. ист. наук  А.И. Агафоновым  исследованы  материалы, связанные с историей школы дореволюционного и советского периода.

Рис.Ученицы  1901. Н.Богданов-Бельский

Тем не менее, непосредственного  изучения грамотности среди однодворцев Боровской слободы до 1835 года пока ещё не было. И,  всё-таки,  есть надежда, что в государственных архивах Украины, России,  да и в самом Боровском найдутся  материалы, свидетельствующих о развитии грамотности среди наших боровских предков - однодворцев.  

 

Руку приложил Боровского городка донецкий казак 

Олег Иванов сын 

Последние комментарии