В русской классической литературе, XVIII и XIX веков, по сути своей дворянской, писатели крайне мало представляли читателям образы однодворцев, и, несмотря на то, что по древности рода потомки служилых не уступали дворянам, писатели-дворяне, в основном, как-то, избегали тему однодворчества и однодворцев, заменяя её темой отношения дворян к своим крепостным.
Правда, в конце XVIII века появилась имевшая шумный сценический успех музыкальная комедия О.А. Аблесимова «Мельник — колдун, обманщик и сват», исполнявшаяся на «народную» музыку М.М. Соколовского.
Все персонажи пьесы — свободные, зажиточные «поселяне», а жених Филимон и вовсе однодворец — дворянин, который сам пашет землю.
«...сам помещик, сам крестьянин,
сам холоп и сам боярин,
сам и пашет и орет,
и с крестьян оброк берет»
Тема крепостничества в пьесе не присутствует вовсе.
В середине XIX века, в 1860 году комедия «Однодворец» положила начало литературной деятельности Петра Дмитриевича Боборыкина, возглавившего литературный журнал "Библиотека для чтения".
Именно здесь, в этом журнале, начинал печататься ещё молодой Глеб Успенский. Этот писатель представлял исключение в преимущественно дворянской среде русских писателей XIX века. И хотя сейчас творчество Глеба Ивановича Успенского малоизвестно, он, как никто другой, хорошо знал и описал жизнь и быт однодворцев центральной России, оставив после себя восьми томное собрание собственных сочинений.
Литературный портрет однодворца в рассказе «Божье древо» подарил своим читателям и Иван Алексеевич Бунин. Герой его рассказа «Козловский однодворец, Знаменской волости, сельца Прилепы. А звали Яковом. Яков Демидыч Нечаев»
Рис.1 Крамской Иван Николаевич, Мина Моисеев.1882 год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Представляя его в самом начале рассказа, автор говорит, что всё у него «…ладно, бодро. Что однодворец, сразу заметно - по говору», «…наружности довольно обычной, но чем-то очень приятной. Посконная рубаха, такие же портки, на ногах лапти, - все не новое, поношенное, но опрятное. Глаза живые, немного насмешливые и прищуренные, умудренные наблюдательностью и житейским опытом».
Отметил автор и особенности характера своего однодворца:
«Он с удовольствием поддерживает всякий разговор. Очень словоохотлив, однако не болтлив. Главная черта его, кажется, заключается в неизменно ровном и отличном расположении духа. То и дело с неподражаемой легкостью и приятностью, надо всем подшучивает, подтрунивает»
Подметил писатель и характерную особенность говора однодворца, которая явно отличается от речи самого автора: «Говор старинный, косолапый, крупный. Он говорит: що, каго, яго, маяго, табе, сабе, теперь, но всё как-то так, что слушать его большое удовольствие. Иногда, конечно, сбивается на обычный народный язык наших мест»
А вот ещё наблюдение автора в отношении речи однодворцев: «я всё дивился, сколько употребляет он слов старинных, Древних даже, почти всеми забытых: изнугряться вместо издеваться, ухамить вместо урвать, варяжить вместо торговать, огонь взгнетать вместо зажигать...Нагайцев он назвал кумане, - древнее название половцев, - конину маханиной»
Примечание: Сравните «махан» – конская колбаса (Автор)
Обращает на себя обилие уместно сказанных пословиц и поговорок, свидетельствующих о природном уме однодворца. Как пример, некоторые из них: «Конь ездока любит»; «Двум смертям не быть, одные не миновать»; «Авось не первая волку зима!»; «Стар пестрец (рыба), да уха сладка»; «У чужом у краю и с рябой как в раю»; «Бог и колосьев не сравнял»; о грозе - «Как полыхнет, полыхнет - хоть деньги считай»; «Давай еще по единой, по стремянной выпьем!»
К сожалению, не всё сходное из говора наших предков дошло до нас, сказалось близкое соседство и влияние новопоселенцев, тем не мене, и в лексике боровщан сохранились уникальные и образные выражения пришедшие с Древней Руси и мест поселения служилых.
Но опять таки, не было у нас и своего земляка-писателя, подобного Бунину, чтобы запечатлеть образ русского однодворца, бесхитростного, доверчивого и доброго, который живёт, «как бог вялит», как «божья древо», хотя и памятает: « Ведь мы, однодворцы, в старые времена тоже, бают, господа были»,«У нас двор в старину знаменитый был. Да знамо дело - стали делиться, ну и изничтожились»
И, тем не менее, наиболее яркий образ благородного и мудрого однодворца в русской классической литературе нарисовал И.С. Тургенев в сборнике «Записки охотника» в рассказе «Однодворец Овсянников».
Герой его рассказа очень хорошо помнил старые времена, несправедливое и даже нечестное отношение богатых дворян нового времени к однодворцам, потомкам древнего служилого сословия, имевшего не меньше достоинств, чем их же братья, выслужившиеся при дворе государя.
И как иллюстрация «достоинства» современного дворянства карикатурно представленный в рассказе, новоявленный дворянин – жалкий и смешной француз, наполеоновский барабанщик, женившийся на девушке дворянского происхождения.
При всём сказанном, нельзя не отметить и прекрасный русский язык тургеневского однодворца Овсянникова, фамилия которого этимологически близка древней боровской фамилии Толоконников. Думается, комментарии здесь излишни - одна этнокультура, одна история и очень близкий язык - стержень национальной самоидентификации.
Руку приложил
Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 20 недель назад