Боровской слободы однодворцы


«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оную есть постыдное малодушие»

А.Пушкин

«Пока есть вера и традиции  есть страна»

Журналист Аркадий Мамонтов

В чём-чём, а в плане генеалогии коренным жителям Боровского явно повезло. Если скрупулёзно покопаться в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Воронежа и Харькова, то информации о Боровском и его прежних жителях можно получить предостаточно, более чем о каком другом населённом пункте не только в пределах Луганщины, но и всего Донбасса. По крайней мере, сейчас достоверно известно, где находятся основные документы, отражающие результаты переписей населения Боровской слободы и, в частности,  Ревизские сказки.

А это и есть тот самый бесценный материал, по которому можно изучать не только свои генеалогические линии, но и познакомиться с составом семей населявших слободу, с их фамилиями-прозвищами, с перемещениями на службу, сменами жительства и общим составом населения, в том числе и количественным. Но прежде чем познакомиться с Ревизскими сказками Боровской слободы, разберёмся с сущностью ревизий.

Итак, сами ревизии начали проводиться со времени правления царя Петра I с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказкиявлялись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество, прозвище владельца двора, его возраст, а так же имена, отчества членов семьи с указанием их возраста и отношение к главе семьи.

В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал. В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Отмечалось наличие или отсутствие лица на момент учёта, причём, в случае отсутствия его фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.).

Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека. Странно, но это позволяло государству повышать собираемость подушного налога, который направлялся на нужды государства.

Всего в России было проведено 10 ревизий.

Первая ревизия началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 и продолжалась до 1727года. Вторая ревизия была начата в 1744 и закончена в 1747году. Через 17 лет после начала второй ревизии было решено провести третьею ревизию.Началиеё в 1762, а  завершили ближе к середине 1764. Особенностью 3-й ревизии было включение в «сказки» всех лиц женского пола.

Следует сказать, что во времена Петра I для регистрации тяглого населения ещё до 1-й ревизии, в 1710 году правительство провело малорезультативную Подворную перепись, а позже, в 1716-1718 году новую, ландратскую перепись. «Ландратская» - производное от наименования должностных лиц, стоящих во главе губерний. Характерно, что при такой переписи указывались не только лица «мужеского» и женского пола, но так же и их возраст, прибытие и убытие.

К сожалению, именные списки населения Боровской слободы ранее 1717 года пока не обнаружены. Хотя надежда, найти более ранние документы с именами наших  предков, всё ещё есть. Исследователей древней Боровской земли ждут фонды Российского Государственного Архива Древних Актов в Москве, Центрального Государственного Архива Украины в Киеве, а также фонды Государственных областных архивов Воронежа и Харькова. 

Первым, кто начал исследование материалов 1-й ревизии по Боровской слободе в РГАДА, был луганский историк-краевед В.И. Подов. В своей книге «К тайнам истории» он представил читателям некоторых первых жителей слободы с элементами их биографии и прозвищами, которые до сих пор соответствуют фамилиям, распространённым в Боровском и Северодонецке. Достоверность своих исследований автор подтвердил ссылкой на фонды ГИАДА 248 Сенат и его Департаменты и фонд 350, где находятся материалы 1-й и 2-й ревизий, соответственно 1719 и 1740 годы

А вот архивным фондом Воронежской казенной палаты местные краеведы, похоже, пока ещё не занимались. Здесь, согласно официальной информации ГАВО, имеются не полностью сохранившиеся ревизские сказки Боровской слободы Бахмутской провинции Воронежской губернии за 30 де­кабря 1760 года -  июль 1762 года,  и за 28 сентября 1797 года - 29 июня 1801 года, т.е 3-я и 5-я ревизии.

Где-то должно быть ждёт исследователей и «сказка», относящаяся к 4-й ревизии, и похоже что её, как и две первые, определённо, надо искать в России, что очень сложно в условиях разрезанного на куски Отечества и опираясь лишь на «собственную материальную базу»…

Впрочем, не всё потерянно. При скрупулёзном поиске материалов, относящихся к Боровской слободе, оказалось, что и в столице Украины в фонде в ГИАУ, №1802 так же есть документы, восполняющие недостаток информации о заселении слободы в XVIIIвеке. В частности, имеются списки её жителей, относящиеся к 20 и 40-м годам этого века, дающие представление о численности, возрасте жителей, о продолжительности их жизни, населении дворов, а также о службе и о побегах из слободы.

Более того, как уже рассказывалось, совсем недавно был обнаружен пока самый ранний именной список, относящийся к периоду, когда жители Боровской слободы, числились ещё служилыми. Датировка его может быть лишь предположительной, ибо дата составления документа не указана. Однако, выражение чисел буквами, свидетельствует о времени до 1-й, петровской, ревизии.

Более чётким и содержательным документом этого фонда оказались материалы ревизии 1763 года – «БОРОВСКОЙ СЛОБОДЫ ОДНОДВОРЦЫ».

Для не посвящённого читателя, слово «однодворцы» как и единственное его число«однодворец», говорит не о многом. Разве что о владельце одного двора. Поэтому, будет полезно узнать об однодворцах побольше и подробней, тем более что начиная с 1-й петровской ревизии и включая ревизию 1835 года наши боровские прапрадеды относились  именно к этому сословию.

Однодворцы как податное сословие

Итак, Однодворцы. С образованием при Петре I регулярной армии часть особого полуземледельческого, полувоенного класса украинских детей боярских вошла в состав дворянства, другая большая их часть — по бедности, зависевшей от измельчания поместий, или по нежеланию нести службу (обязательную для дворян) — вместе с низшими разрядами служилых людей (городовыми казаками, стрельцами, станичниками, пушкарями и рейтарами) вошла в состав промежуточного, между дворянами и крестьянами, сословия однодворцев. Читать далее...

Сословные особенности

Но не только земли находились во владении однодворцев. Учитывая происхождение от служилых людей из казаков, боярских детей и из обедневших, не желавших служить дворян, однодворцы не утратили, однако, право  на владение крестьянами, которые несли перед государством те же повинности, что и их владельцы. Читать далее...

Становление сословия

Вообще, социальное положение однодворцев между дворянами и крестьянами, по мнению некоторых исследователей, является следствием проведения Петром I реформы, предполагавшей кроме всего прочего ещё и приход новой элиты. Читать далее...

Однодворцы и их быт в высказываниях современников

К сожалению, особенности жизни однодворцев в Российском Порубежьи мало освещались их современниками и, потому немногочисленные заметки писателей-краеведов XVIII и XIX века о культуре, быте и особенностях «социальной психологии» однодворцев, заслуживают большого внимания.

Для нас же, живущих в XXI веке, это  возможность познакомиться с  характерными особенностями этого сословия, представлявшего лучшую часть русского народа, которая, не зная цепей крепостного рабства, кормила и защищала наше Отечество, при этом сопротивлялась подавлявшему волю любому режиму, сохраняло чувство собственного достоинства, надежду на возрождение и  справедливость. 

Подчёркивая характерный консерватизм и стойкость патриархальных привычек, авторы уважительно относятся к сословию однодворцев. Отмечают, что они бережно сохраняли и передавали молодому поколению старинные вещи, древние обряды, песни, а также характерные особенности в костюме и типе жилища.

Напоминания о древности  происхождения

Дореволюционный историк В.И.Чернопятов отмечал – «..в избах однодворцах вы зачастую наткнетесь на жалованную грамоту данную их предкам, которую они берегут как святыню, с презрением относясь к петровской бюрократии..». Читать далее...

О внешности однодворок и однодворцев

И как бы в продолжение сказанного российский юрист и общественный деятель Яков Тейтель, в 1870 году об однодворцах и их женах написал так – «...мужчины большею частию теряли свой дворянский облик, среди женшин попадались лица, свидетельствовавшие о расе и дворянском происхождении..». Читать далее...

Хозяйство однодворцев

Свои глухие дворы однодворцы устраивали укромно.

Когда речь идёт о хозяйстве однодворцев, то имеют в виду подворье,  подразумевающее  дом (хату), двор, хозяйственные постройки, огород, сад, пасеку, домашний скот (лошадей, коров, овец, свиней) и птицу. 

 

Свои глухие дворы однодворцы устраивали укромно.

Когда речь идёт о хозяйстве однодворцев, то имеют в виду подворье,  подразумевающее  дом (хату), двор, хозяйственные постройки, огород, сад, пасеку, домашний скот (лошадей, коров, овец, свиней) и птицу.

В качестве изгороди предпочитали высокие плетни. В полях традиционно выращивали рожь, овес, ячмень, просо, коноплю, реже – пшеницу и гречиху. Соотношение между количеством засеянной и собранной ржи в обычные годы составляло от 1 к 3,  иногда к 6, а овса - от 1 к 5 или к 2. Но случались и неурожаи - засушливые, голодные годы, и нашествия саранчи. 

Однодворческая кухня

Однодворки – однодворческие  женщины, хорошо готовили. Стол у них, хотя и небогатый, отличался разнообразием. Среди традиционных блюд, известна  саломата.

Это род сладковатого теста, подобно  кашице из пророщенного и перемолотого зерна, но пожиже размазни. При её приготовлении муку обжаривали на сале или на растительном масле, а потом вливали в подсоленный кипяток  и, помешивая, заваривали. Читать далее...

 

(Продолжение следует)

Руку приложил Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын

Последние комментарии