Филарет (Гумилевский) о Боровской слободе

О слободе Боровской в XIX веке писал известный историк церкви, богослов, патролог, библеист Архиепископ Филарет (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский) в  своём Историко-статистическом описании Харьковской епархии», впервые изданном в 1857-1859 г.  Боровской слобода, как и другие слободы Старая Айдарь, Новая Айдарь, Трёхизбянск, Смолянинова, Безгиновка  Муратова относилась ко II Округу Благочиния, «По начальному поселению – население донцов».

СЛОБОДА БОРОВСКАЯ

Боровская – прежде расположена была на самом берегу Донца, в 2 верстах от того места, где она ныне находится. Мы уже видели, что по Чугуевской переписке Боровской городок встречается в 1691 году. Поелику же по указу 1704 года видим не только Боровской городок Донцев, но и Ново-Боровскую станицу Донцев, то есть станицу, выселившуюся из Боровского городка, то это дает видеть, что Боровский городок Донцев основан далеко прежде 1690 года, и, вероятно, в одно и то же время, как основался городок Айдар, то есть около 1642 года. Последнее оправдывается и важностью места Боровского городка для тех времён. Не вдали от устья реки Боровой, крымцы около 1571 года проложили себе в Россию новую дорогу, которая называлась Калмиусской дорогой. Это обстоятельство заставило Московского царя тогда же сделать новые назначения сторожевым отрядам, наблюдавшим у Донца за движениями крымцев. И так как около 1640 г. донцы особенно сблизились с Московским царём, как видно по делу о взятии Азова, то без сомнения не долго спустя после того они поставили сторожевой городок для наблюдениями за крымцами, при переправах их чрез Донец близ устья р. Боровой. В последствии, около 1700 г., на землях городка Боровского стали поселяться черкассы Острогожского полка.

 Памятниками храма Святителя Николая, бывшего в Боровском городке, служат: а) то, что в святогорском синодике, между делавшими вклад в монастырь в 1718 г., записаны Боровский О. Варсонофий и Боровской атаман; б) старое кладбище на месте городка, где Донец в полую воду вымывает кости покойников. Благоговение жителей к святости прежнего места и уважение к могилам предков долгое время ежегодно вызывали жителей новой слободы – с крёстным ходом посещать старую родину и творить там поминовение об усопших.

 На новом месте число жителей со временем умножилось, и старый храм, перенесённый с прежнего места его в новую слободу, стал тесен. Потому он продан был в слободу Петропавловку Славяносербского уезда, а новый храм, обширный, освящён во имя Святителя Николая 1795 г. Набожные соседние помещики Суханов и Добровский, помещицы Черенкова и Терентьева украсили храм ризницею и утварью.

 Из древних книг уцелел только Апостол. М. п. 1718 г.

 От холеры 1848 г. Умерло до 60 человек.

 Число прихожан: в 1800 г. 401 муж., 409 жен.; в 1810 г. 478 муж., 475 жен.; в 1830 г. 756 муж., 781 жен.; в 1850 г. 980 муж. , 965 жен. пола.

 Приход – 5 класса; церковной земли, удобной и неудобной 83 десятины.

 

Ко Дню Боровского  материал, подготовил  Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын.

Последние комментарии