Картинки бизнеса по-Лугански

В данном очерке мы не будем рассматривать индустриальных монстров, состояние которых общедоступно в сети. Хотелось бы показать бизнес-климат изнутри, его изюминки и горчинки на срезах конкретных случаев и тенденций, а выводы вдумчивый читатель сделает сам.

Инвестиции

Показатель бизнес-привлекательности региона, это приход иностранных инвестиций. И примеры успешных инвест-проектов на Луганщине имеются.

В Луганском бизнесе уже более 10 лет присутствует группа польских бизнесменов из Люблина. Группа оформлена в ассоциацию — «Люблинская миссия бизнесова», задача которой, решать в областной администрации вопросы по возврату НДС и прочему лоббированию интересов польских бизнесменов. Судя по срокам существования польского бизнеса в Луганске, решать данные вопросы удавалось. Во многом деятельность группы была успешной благодаря лояльности бывшего Луганского губернатора Александра Ефремова. Поляки создали полтора десятка совместных предприятий на территории области. Занимались переработкой древесины, производством мебели, стеклянной посуды и др. Продукция вывозилась из Украины. Несмотря на транспортные расходы, поляков очевидно привлекла дешевизна трудовых ресурсов. Следует сказать, что Люблин и Луганск являются городами партнерами.

Одной из первых ласточек иностранных инвестиций на заре 90-х было совместной украинско-испанское предприятие «Интерсплав» в г.Свердловске. СП занималось переработкой алюминиевого лома, работало очень успешно. Таким образом являлось лакомым куском для многих власть предержащих. На протяжении более 10 лет бессменным директором Болденковым велась борьба за сохранение СП: с областной налоговой инспекцией – по поводу регулярных необоснованных санкций; и с областной облгосадминистрацией – по поводу возврата НДС. На сторонне СП выступала областная ассоциация предпринимателей. Судя по присутствию в медиа-просторе многолетнего информационного повода о неприятностях и судовых процессах «Интерсплава» — предприятию было не легко. Но в целом деятельность была успешной. Вспоминается и благотворительная, и социальная составляющие деятельности СП – невозможные без очень положительного сальдо.

Проблемы с властью «Интерсплав» решил следующим образом – теперь предприятие имеет днепропетровскую регистрацию, а в Свердловске присутствует, как производственное подразделение. Луганский же бюджет лишился козырного налогоплательщика. К вышеописанным событиям также имел отношение бывший губернатор Луганщины Александр Ефремов. Да, роль Александра Сергеевича в судьбе многих предприятий, как и общем состоянии экономики Луганщины, заслуживает отдельного описания!

Ушло из-под стахановской регистрации и СП ООО «Экологическая инициатива», разрабатывающее отвалы стахановского ферросплавного завода. Некогда созданное Виктором Пинчуком на заре его предпринимательской деятельности, теперь СП уже не является его активом. А есть люди, которые еще помнят приезды скромного Виктора с холщовой сумкой, предшественницей нынешних кейсов. Сейчас «Экина» имеет собственный стадион, церковный храм, шикарное офисное здание в трижды заштатном городке Алмазная и миллионы от импортируемого ферросилиция из отвалов.

«Экина» также имела большие проблемы с местной налоговой инспекцией. И тоже решила их путем перехода в иногороднюю регистрацию. А отвалы разрабатывает производственный участок предприятия.

В той же Алмазной в начале 90-х итальянский бизнесмен начал строить завод по производству сантехники «Алмазит». Но итальянец умер, не достроив завод, а ведь он был почти готов. Теперь, на том месте остались лишь масштабные развалины.

Донецкий фактор

Близость Донецкой области также наложила свой отпечаток на особенности Луганского бизнеса. Примеры, как прибрать к рукам рентабельные предприятия, если это можно рассматривать как инвестиции, имеются.

В городе Красный Луч лет десять успешно работал кирпичный завод «Фагот», бывший в собственности Александра Ржавского, известного как народный депутат и кандидат на пост Президента Украины. Потерявшему депутатские полномочия Ржавскому видимо было сделано предложение, от которого он не смог отказаться. Теперь рентабельное предприятие является активом известного донецкого холдинга.

Все годы независимости, донецкий истеблишмент рассматривал Министерство угольной промышленности, как свою структуру. И кто бы не был президентом или премьер-министром, профильного министра «назначал» Донецк. Оно и понятно, в УССР министерство и находилось в Донецке. Таким образом, в угольной промышленности приоритетными являются интересы донецкого бизнеса. И периодические пребывания в министерском кресле луганчан Полтавца или Тополова на правила игры не влияют — рулят донецкие.

Так при проведении многоходовой комбинации по отмыванию бюджетных денег, под названием Реструктуризация угольной промышленности, под закрытие шли, в первую очередь, луганские шахты. И не важно, выработанная это шахта или перспективная. Главное, что она не в поле интереса заинтересованных кругов. Так полностью прекратило свое существование объединение «Стахановуголь». Двадцать тысяч горняков уехали в Москву на заработки, да там и остались . Закрыта была и шахта «Центральная-Ирмино», где ставил свой рекорд Алексей Стаханов. И дело не в историческо-идеологической ее ценности. А в том, что там был подготовлен и оснащен новый горизонт с запасами угля на несколько десятилетий.

Или еще пример донецких интересов. Шахтам Луганщины необходимо было железобетонной затяжки на 20 миллионов грн в год. Этого заказа с лихвой хватило бы для процветания всех заводов железобетонных изделий области. Но шахты были обязаны закупать ж/б затяжку производства макеевского завода ЖБИ и по цене, дороже, чем цена местных заводов. Сейчас местные ЖБИ практически не существуют.

Доминирование Донецка над Луганском имеет свою историю. Ведь перед началом войны Сталино и Ворошиловград были равнозначными областными центрами. Сейчас, только на населению, они различаются в два раза. Корень луганских бед кроется в том, что при создании совнархоза из Луганской и Донецкой областей с центром в Донецке, весь луганский истеблишмент оказался в Донецке. А после расформирования совнархоза, он там и остался. Представить интересы Луганщины в плановой экономике оказалось некому. Вот так — кадры решили все.

Полезные ископаемые

Нельзя обойти вниманием добывающую отрасль. Нишу, образовавшуюся в связи с закрытием полноценных угольных предприятий стали заполнять минишахты и копанки. В принципе это одно и тоже. Как одно, так и другое, могут быть законными и нелегальными. Иногда добыча угля принимает варварские формы. Известен случай, когда в Перевальском районе бульдозерами содрали верхний слой земли, чтобы взять близко залегающий уголь. В итоге — десятки гектаров несанкционированного карьера. Делалось это не один месяц. Работал не один десяток людей.

Такой же варварский и способ добычи дикого камня — песчаника. Подобные разработки имеются в каждом городе к югу от Северского Донца.

Кроме угля и камня на Луганщине добывают природный газ – Муратовское месторождение в Новоайдарском районе. Со времен великих трубопроводных строек существует крупный газоперекачивающий комплекс в райцентре Новопсков. Там же и соответствующие специалисты, которые сейчас зарабатывают на вахтах в Тюмени.

В 50-е годы в Лисичанске существовала и станция по добыче шахтного газа метана. Но потом она была закрыта, в связи с дешевизной природного газа. Сейчас эта тема становится актуальной. Но об инвестициях в добычу метана не слышно. А добывать его можно практически на каждой действующее или закрытой шахте.

В районах Северодонецка и Счастья добывают в карьерах песок.

Идут разговоры о разработке промышленных запасов золота возле Антрацита.

Торговля

О торговле. Главными торговыми площадками городов являются старые добрые совдеповские рынки. Владеет ими Луганское объединение рынков облпотребсоюза. Учредителями оного являются городские рынки облпотребсоюза, т.е. городские потребительские общества. Учредителями же городских потребсоюзов является облпотребсоюз. Что противоречит Закону о кооперации. Данная круговая структура позволяет аккумулировать десятки миллионов гривен неучтенного и учтенного рыночного сбора в руках нескольких человек. Излишне говорить, что облпотребкооперация имеет постоянное покровительство областной администрации и правоохранителей.

В каждом городе уже имеются и частные рынки. Появились в Луганске гипермаркеты «Метро» и «Эпицентр», развиваются по области торговые сети «Абсолют», «Фокстрот», «Будмастер».

Вторсырье

Нельзя обойти молчанием тему вторсырья и бытовых отходов. Довлеет в этой сфере индустрия металлолома. Чему способствует близость потребителя – Алчевского металлургического комбината.

По косвенным «уликам», тема контролируется нардепом Натальей Королевской, как и угольная тема. На прошедших президентских выборах в некоторых городах кураторами от БЮТ были именно местные металлоломные бароны. Близость Натальи Королевской к Александру Ефремову обеспечивают неприкосновенность бизнеса, несмотря на, якобы, оппозиционность депутата. В свое время Королевская была депутатом облсовета и членом Партии регионов. Кстати, ее близкий родственник работал начальником департамента в правительстве Москвы, результатом чего есть десятилетние контакты властьпредержащих Москвы и Луганска. Москва для Луганска – это святое. Как и для Донецка. И в этом-то вектор нынешней украинской политики.

Несмело начинается приемка макулатуры. В свое время эта тема была дискредитирована: прошел бум закупки прессов для бумаги, но макулатурный бизнес видимо не оправдал ожиданий; пошел бум продажи за бесценок прессов. Приемка ведется по 25 копеек за кг. Потребитель тоже есть – Рубежанский картонно-тарный комбинат.

В переработке мусора в Луганске намечается прорыв: есть планы построить два мусороперерабатывающих завода, причем разные инвесторы и различные технологии. Один – для переработки на биогаз, а другой – для переработки на биогумус. На этой оптимистической ноте нашего очерка, пора и честь знать.

Игорь Орел, РРЦ "Кадиевка"

Последние комментарии