Иван Ефремов

 

Иван Ефремов 
Он в жизни выбирал прямую лишь дорогу... 
Душа его всегда была горда. 
Он жил, не кланяясь, он думал что угодно 
И действовал, как мыслил он,— свободно. 
                                                         Э. Ростан                                                                                                                                                                                                       
Иван Ефремов известен многим читателям прежде всего как автор фантастического произведения “Туманность Андромеды”. Но был ли он фантастом?
Ефремов родился в час быка (в два часа ночи). Повитуха сказала радостному отцу, что мальчик родился в «нехорошее» время, поэтому новорожденный будет наделен мистическими способностями.        

 
Иван Антонович( Антипович) Ефремов родился 22 апреля 1907 г. в деревне Вырица под Петербургом в семье купца. Отец его — Антип Харитонович был выходцем из заволжских крестьян-староверов. В семье Харитона Ефремова было десять сыновей, на редкость рослых и могучих. Отец рассказывал Ивану как дед Харитон приводил сыновей к особой присяге. По мере их возмужания он вводил каждого в горницу и перед иконой брал клятву никогда не участвовать в драках и кулачных боях. Сам Иван Антонович, унаследовавший от Ефремовых недюжинную силу и богатырское телосложение, не раз упоминал, что отец ходил на медведя с рогатиной. Он же уступал отцу в силе и лишь с трудом разгибал подковы.
 
Мать — Варвара Александровна,  выросла в крестьянской семье, рано вышла замуж и в восемнадцать лет родила Ивана. Варвара Александровна была красива, и Иван Антонович, особенно в юности, походил на нее тонкими чертами лица, разлетом бровей и твердым взглядом серых, внимательных глаз.
 
Тяжелые дубовые кресла, добротные шкафы под потолок и медведь, вместо собаки сидящий на цепи - таким остался в памяти Вани мрачноватый родительский дом в Вырице. 
А потом было солнце, теплое Азовское море и город Бердянск, куда Ефремовы переехали из-за болезни младшего сына. Здесь, на юге , отец семейства все свое время отдавал торговле. Мать же полностью посвятила себя уходу за третьим ребенком. Словом, в Бердянске Ваня оказался предоставлен самому себе. Никто не мешал ему часами смотреть на море, в который раз перечитывать "Затерянный мир" Артура Конан Дойла и мечтать о жизни, полной опасностей и приключений. 
 
А трудности не заставили себя долго ждать. В 1917 году мать разошлась с отцом и вместе с новым мужем - командиром красной армии - уехала из города. Вначале за детьми присматривала тетка, потом они и вовсе остались одни. 
 
Жили тем, что продавали из дома вещи. В конце концов, Ваню забрала к себе квартировавшая рядом авторота. Вместе с приютившими его бойцами мальчик дошел до самого Перекопа и только в 1921 году, после расформирования части, сумел отправиться на поиски родных. 
 
Обстоятельства забросили его в Ленинград, где он быстро, по два класса за год, окончил среднюю школу. И, сдав экзамены на штурмана каботажного плавания, решил уехать на Дальний Восток.   Потратив все свои скудные сбережения, с большим трудом, Ефремов добрался до Тихого океана, проплавал один сезон и вернулся в Ленинград. Желание заниматься наукой палеонтологией  все же перевесило любовь к морю.
 
Окончательно решила судьбу Ефремова его встреча с академиком Сушкиным, директором Северодвинской галереи ящеров. Этот известный палеонтолог сумел разглядеть в молоденьком  моряке будущего ученого и   добился зачисления юноши в штат музея. 
Для Ефремова началась новая жизнь: зимой он по восемнадцать часов в сутки проводил за своим столом в музее, летом отправлялся в экспедиции по Якутии, Средней Азии, Монголии, Китаю. 
 
Времени, конечно, не хватало. Надо было получить диплом о высшем образовании, хотелось заняться еще одной, весьма полезной для палеонтолога наукой - геологией. У Ефремова накопилось огромное количество гипотез, которые требовали доказательств. Ведь серьезный ученый не имел права обнародовать лишь догадки о том, что на Алтае существует озеро ртути, а в Сибири сохранились пещеры с рисунками древнего человека. Ученый - нет, а писатель-фантаст - запросто! 
 
Так родилась у Ефремова идея стать автором "рассказов о необыкновенном". Ефремов был уникальной личностью, наделенной феноменом предчувствия и предвидения.  Еще в детстве, случилось одно проишествие, перевернувшее его жизнь. Был жаркий летний день, он стоял в очереди за хлебом, как вдруг раздался свист снаряда.Последний угодил прямо в центр очереди, в живых остался он один. Окровавленный еле живой он пришел в свою часть , трясясь от холода, хотя была нестерпимая жара.в бреду он рассказывал, что видит мавзолей и огромную очередь, в мавзолее лежит Ленин, который был убит в 1924 году.
 
В дальнейшем он осуществляет ряд успешных геологических и палеонтологических экспедиций, каждая из которых является сенсацией.
 
Он всегда четко знает , что и где искать. Теперь известно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа “Алмазная Труба”. На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в “Озере Горных Духов”. Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. А изобретатель голографии почерпнул идею своего открытия  в рассказе “Тень Минувшего”.
 
Сам Ефремов не относился к своим сочинениям серьезно и уж конечно не помышлял о профессии литератора. Но так случилось, что его рассказы попали в руки Алексея Толстого. Он-то и посоветовал известному ученому продолжить свои занятия фантастикой. 
 Вопроса "о чем писать?" для Ефремова не существовало. Книги позволяли совершить те путешествия, которые, увы, невозможны в реальной жизни. 
 
Но Ефремов умел рассказывать только о том, что  очень хорошо знал. Поэтому он обзавелся толстенными "премудрыми тетрадями" и записывал туда все, что могло пригодиться для его  будущего романа.  Так родились на свет "Туманность Андромеды", "Звездные корабли", "На краю Ойкумены", "Таис Афинская". Книги о путешествиях и красоте, собранной "из окружающего нас космоса. Из души человеческой. Из отражений солнца на воде. Из звезд, из облаков".
 
Он предчувствовал это время — свою знаменитую Эру Великого Кольца, — прекрасно понимая, что сроки ее прихода зависят не только  от технического оснащения искусственных спутников и космических кораблей. Глобальных изменений в обществе не может быть без  гармоничной перестройки самого человека.
 
Ефремов верил, что рано или поздно появятся совсем другие люди, люди будущего.Только откуда они такие возьмутся на нашей Земле?
 
Именно на этот вопрос писатель пытался ответить в “Лезвии бритвы” — книге о красоте, гармонии, духовном и физическом совершенстве. В этой книге интересно все: от серьезного отношения к йоге до… выражения женской красоты в сантиметрах! Именно Ефремов первым в Советском Союзе написал о “вайтлз” — 90—60—90 таких привычных сегодня измерениях объема груди-талии-бедер красавиц.
 
Один из ключевых моментов ”Лезвия бритвы” показывает отношение автора к внутренней красоте, моральной чистоте, связанной с истинным знанием: “…скоро оно придёт, когда женщина познает свою настоящую силу, и все женщины будут “ведьмами”… Я не шучу. Слово “ведьма” – происходит от “ведать” – знать, и обозначало женщину, знающую больше других, да ещё вооружённую чисто женской интуицией. Ведовство – понимание скрытых чувств и мотивов поступков у людей, качество, вызванное тесной и многогранной связью с природой. Это вовсе не злое и бездумное начало в женщине, а проницательность. Наши предки изменили это понимание благодаря влиянию Запада в средневековье, и христианской религии, взявшей… дикое, я сказал бы – безумное, расщепление мира на небо и ад, и поместившей женщину на адской стороне! А я всегда готов, образно говоря, поднять бокал за ведьм, проницательных, весёлых, сильных духом женщин, равноценных мужчинам!”.
 
Одна из лучших русских утопий нового времени — “Туманность Андромеды”.  По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека. Именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития. “Когда мы говорим: “Хочу”, мы подразумеваем: “Знаю, что так можно”- так говорит Ефремов в романе.
  
Потрясением для читателей 70-х  стала публикация  романа Ефремова “Час Быка”. Этот роман появился через 10 лет после “Туманности Андромеды” и представлял собой своеобразное предупреждение о реальной опасности “другого пути” цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний.  Торманс — планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции — параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ — так возник мир непрерывного и бесконечного страдания. Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением.
 
Эта мысль оказалась слишком “опасной” для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет “вредной идеологической литературы”, забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а “опальный” роман был запрещен к изданию.
 
Ефремов умер 5 октября 1972 года, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа — “Таис Афинская”, посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой. Книга стала вершиной художественного мастерства писателя. “Женщины знают как хрупка жизнь, как близка смерть, а мужчины мечтают о бессмертии и убивают без конца по всякому поводу. Таково древнее противоречие, оно неразрешимо”- так пишет в романе Иван Антонович.
 
Иван Антонович умел радоваться: жизни, хорошей книге, интересной находке, веселой шутке, своей или чужой, любил розыгрыши, заразительно смеялся, иногда до слез, до изнеможения. Поэтому произведения Ефремова отличаются оптимизмом. В одном из своих романов он написал: “… счастье не ищут, как золото или выигрыш. Его создают сами, те, у кого хватает сил, знания и любви.”  Он создал свое счастье, а вы?
 
Ирина Бибик

Последние комментарии