Фрагменты книги о Боровском

«…ОТ СТРЕЛЬЦОВ ДА КАЗАКОВ»

(Фрагменты книги о Боровском)

 Не одно столетье на левом берегу Донца стоит Боровское. Основанное ещё в XVII веке свободолюбивыми донскими казаками оно пережило и татарскую угрозу, и пожар булавинского восстания, казни и изгнания, притеснения и репрессии, войны, голод и страдания. Но вместе с тем боровчане не рассеялись среди пришлого населения, не утратили самоидентичности и по сей день их знают как народ трудолюбивый, смелый, предприимчивый, смекалистый,  да ещё и с большим чувством юмора.

 

Похоже, благодаря именно этим свойствам характера жителей Боровское не исчезло из карт, а народ продолжает жить на земле предков, сохраняя характерный говор и традиции, дошедшие до нашего времени. И более того, большинство боровчан и их потомки гордятся своим происхождением от донских казаков и служилых с украинных земель Русского государства.

Кто же они, первые жители боровского?....

Когда-то ещё в детстве я спросил свою бабушку: «Бабушка, а Боровское очень древнее?», на что она, коренная боровчанка, родившаяся в 1903 году, ответила: «Боровскому, говорят, больше 300 лет, а пошло оно от стрельцов да казаков».

Так, примерно с шести лет, я заинтересовался историей Боровского и его жителей. С годами знаний по этой теме стало больше, особенно после изучения редких дореволюционных изданий и знакомства с работами учёных-историков и краеведов.

Постепенно начал собственные исследования, связанные с изучением документов, хранящихся в государственных архивах Харькова и Киева. Собранный материал по заселению Боровского настолько был интересен, что я решил представить его землякам.

Немногое о боровском городке

В самом деле Боровской городок был основан верховыми донскими казаками, которые пришли сюда ещё в XVII веке. И, как известно, в своей вольной жизни они сочетали различные промыслы с авантюрными вылазками против татар и ногайцев, беспокоивших Русь даже после распада Золотой Орды.

Верховые донцы часто объединялись с низовыми, жившими на Дону, и вместе с ними ходили на стругах на города турок и улусы крымских татар.

Некоторые из верховых жили, не подчиняясь Войску Донскому, и принимали к себе беглых: преступников и холопов. Случалось, что они нападали на купцов и путешественников. И потому такие казаки, как и их городки, называли «воровскими», т.е. преступными.

К истинным же донцам бежали чаще служилые, опальные бояре, их дети да ещё рязанцы и новгородцы, изгнанные с родных земель.

Донцы принимали всех пришлых, если те были православными, умели обращаться с оружием и были готовы соблюдать основные принципы казачьей жизни. Вот почему среди казаков были и крещёные татары, и запорожцы, а после церковной реформы патриарха Никона к ним бежали старообрядцы и даже поморы с берегов Белого моря.

Так, столетие за столетием, формировался особый субэтнос русского народа с характерной речью, фольклором, традициями и даже обликом, дошедшим до нас в малоизменённом виде. Не случайно ведь некоторые из боровчан внешне напоминают образы, сошедшие с картин Васнецова, Репина и Сурикова. Да и самые красивые девушки не переводились в Боровской слободе. Сказывают, что сюда даже в XIX веке приезжали на сватанье женихи с далёкой Полтавщины.

При этом наиболее тесные связи были у боровчан с их соседями – потомками однодворцев из казаков Сухоревской, Краснянской, Трехизбенской слобод и Нового Айдара.

Продолжение следует...

Последние комментарии