Образование сословия однодворцев

Продолжение. Начало смотрите здесь.

Очень своеобразна история образования однодворцев, как субэтноса, возникшего из служилых людей, которые представляли лично свободное военное сословие, включавшее в себя преимущественно детей боярских и казаков, несших гарнизонную и пограничную службу в XVI и XVII вв. на восточной и на южной границах Московского государства.

Среди казаков было много выходцев с Дона и запольных речек. Под последними в документах Донских Дел посольского приказа прямо определяются Северский Донец, Хопер и Медведица. Поскольку донцы хорошо знали Поле и военное дело, их охотно брали на городовую, казачью и станичную службу.

 Дети боярские,  служившие на периферии государства, часто не имели вотчин и были бедны. Поместья же, отведенные за службу, имели в основном дворяне, присланные для службы на украйну государства. 

Здесь и жизнь, и служба заметно отличались от таковых в Москве и в ближних к ней городах. Из-за сложностей доставки продовольствия наемные служилые (по прибору) не были заинтересованы лично и относились к обязанностям небрежно…

Чтобы изменить такое положение, правительство стало выделять земли для содержания не только высших, но и низших служилых людей, назначаемых для охраны границы. Земли отводили на месте службы и потому  служилые люди укрáинских городов были и воинами, и земледельцами. Некоторые из них имели даже крепостных.

С приходом к власти царя Петра I положение служилых Юга России очень изменилось. Южная граница значительно расширилась  в сторону Крыма, и стратегическое значение многих небольших городов Белгородской и Изюмской оборонных линий утратило смысл.  Служилые оказались не у дел. К тому же, после стрелецкого бунта, доверия к старой элите у Петра уже не было.

 Петру нужна была новая военная элита, и потому, расправившись с мятежными стрельцами, представлявшими значительную часть старого регулярного войска, он занялся  формированием полков нового строя.

Регулярная армия росла на глазах. Большинство рекрутов набиралось из числа крепостных и холопов. При этом, отличившиеся на службе могли получить не только унтер-офицерский чин, но даже и дворянство.

В конные полки, однако, в драгуны и рейтары, набирали уже не детей боярских, а представителей вновь появившегося сословия однодворцев.

Это сословие состояло из служилых, не включённых в петровское  дворянство из-за бедности или отсутствие грамот, подтверждающих древнее (допетровское) дворянство.

Слово «однодворец» ‑ владелец одного двора ‑ впервые употреблено в указе 12 марта 1714 года. Именно тогда поместья однодворцев приравняли к вотчинам и даже допустили продажу как тех, так и других.

В указе о проведении переписи 1719 года слово «однодворец» применили уже ко всем служилым низших разрядов, когда, обложив, как крестьян,«подушным сбором», их обратили в «податное состояние»,обязанное военно-пограничной службой.

Служба однодворцев в ландмилиции

С 1723 г. с однодворцев уже взимали по четыре  гривны с души и  «осьмигривенной подушной сбор» для содержания регулярной армии, точнее ландмилиции (пограничного войска), личный состав которой набирался из тех же однодворцев.

Ландмилиция– это поселенные войска, сохраняющие регулярную организацию. Служили здесь по 15 лет. Первоначально рекрутировали всех мужчин в возрасте от 15 лет, но в конце XVII столетия из многочисленной семьи брали 1-2 человека, а третий оставался дома «на пашне»; четверо одиночек считались, как бы за одну семью, и служили по очереди. В зимнее время ландмилиция находилась дома, и только летом собиралась на лагерные сборы.

Ландмилиционерынесли службу по нескольку месяцев, после чего менялись, т.к. у большинства из них были семьи. Более того, с некоторого времени ландмилиционеров даже обязывали быть семейными, полагая, что в этом положении служба станет более качественной.

Снабжение «лантмилицких» полков производилось от местностей, с которых они призывались в набор от того же однодворческого сословия.

В 1729 году ландмилициюусилили до 4 регулярных и 6 иррегулярных полков. Более того, к концу 1729 г. в ней уже стало 4 пеших и 16 конных регулярных полков.  Далее, в 1731 г., ландмилицию, находящуюся на укрáинской линии,  именовали укрáинской ландмилицией,но через 5 лет, в 1736 г.,  по представлению Миниха, все 20 полков преобразовали в конные и переименовали наукрáинскийландмилиционный корпус.

 Следует заметить, что все «лантмилицы» были экипированы, вооружены и организованы, как и другие  рода войск. Характерно, что   мундиры ландмилиционеров состояли из белого кафтана, красного камзола и кожаных штанов.

Шляпу носили черную, обшитую и с бантом. Каждому выдавались по две белые рубашки и кожаные перчатки. Сапоги носили с раструбом и с железными шпорами. Для пешей же службы и караулов имелись башмаки, штиблеты, а также серые чулки.

«Ландмилицкие» полки принимали участие во всех русско-турецких войнах времен Анны Иоанновны, а позднее и Екатерины II.

В 1771 - 1786 годах шла постепенная ликвидация ландмилиции. Полки переформировывались в армейские. При этом многие однодворцы добились признания за ними дворянского статуса, причем древнего, а не служилого. Оставшиеся сохранили за собой право «отыскивать дворянство».

Вхождение в состав «Екатеринославского казацкого войска»

Как бы то ни было, в условиях начавшейся русско-турецкой войны, по указу императрицы Екатерины II от 3 июля 1787 г., однодворцы, как и русские старообрядцы, вошли в состав Екатеринославского казачьего войска.

По образу Донского Казачьего Войска был сформирован особый казачий корпус, получивший название «Екатеринославского казацкого войска»или войска «Новодонских казаков».

Корпус составляли 4 конных полка и один пеший.

Русское правительство учло, что несение казачьей службы всегда было престижным в Малороссии и на Юге России и, руководствуясь требованиями военного времени, дополнительно разрешило записываться к войску всем желающим, кроме крепостных крестьян.

Таким образом, в 1788 году, 14 января в Войско включили ещё и старообрядцев, мещан и цеховых Екатеринославской, Вознесенской и Харьковской губерний. А через несколько дней, 18 января, Войску придали и Екатеринославский казачий полк.

В феврале 1788 года сформировали Екатеринославский корпус передовой охраны. В его составе были старшина, 2400 казаков и 1016 калмыков. И, наконец, 1 мая того же 1788 года была создана Екатеринославская армия, включавшая в свой состав Екатеринославское казачье войско.

Во главе этого войска вместе с донской старши́ной нижних чинов стоял донской атаман Матвей Иванович Платов. Под его руководством Екатеринославское казачье войско, называемое ещё и Новодонским, покорило турецкие крепости Очаков и Измаил.

Новодонцы при этом не посрамили славы своих служилых предков, и двое из них ‑ хорунжие Леон Гречишкин из Ново-Айдарской и Дмитрий Трунов из Боровской слободы ‑ отмечены в Росписи отличившихся «храбростию на штурме Измаильском» среди «старшин и прочих чиновников войск козацких Екатеринославского и Донского».

 Кроме того, героям пожалованы награды«за личную храбрость», звания сотников и «личнаго дворянина»

О личностях других земляков-участников русско-турецкой войны нам пока неизвестно, тем не менее, факт службы их в качестве екатеринославских или ново-донских казаков несомненный, подтверждённый историческими и краеведческими данными.

В частности, об этом свидетельствует и «Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии» под ред. В.Иванова, где указано:«Боровской слободы жители назывались казаками Ново-Донского полка и призывались по положению Донских казаковъ»

По окончании турецкой войны в 1791 году казаков Ново-Донского полка вернули в прежнее сословие однодворцев, что заметно при изучении«Перечневой ведомости 1792 г.» В ней, в частности, обозначено число однодворцев в Бахмутском и Донецком уездах (соответственно: 1798 и 3667 душ мужского пола). Населены однодворцами и слободы Славянского уезда, среди которых  Веревкина, Берека, Шебелинка и Лозовенка, относящиеся ныне к Харьковской области.

 И всё-таки, наибольшее число однодворцев проживало в западной части Воронежской  губернии, в уездах Задонском, Воронежском, Землянском, Нижнедевицком и Коротоякском.

Статус однодворцев закреплялся, и в указе от 16 августа 1798 года, где объявлялось, что однодворцам, имеющим поместья, «которых предки из давних лет в отбывательство от военной службы в звание сие вступили», повелено «оставаться навсегда в сем состоянии».

Тем не менее, как сказано у донского историка Е.Савельева, значительная часть бывших казаков Екатеринославского казачьего Войска не пожелала примириться со своим новым положением и утратой казачьего звания, и потому в 1800 году обратились к Государю Императору «с всеподданнейшей просьбой» о возвращении им казачьего звания и дозволении переселиться на Кавказ, чтобы нести там казачью службу.

«Просьба бывших казаков была рассмотрена Сенатом и по утверждении Государем Императором, разрешена в том смысле, что бывшим казакам Екатеринославского Войска возвратили казачье звание с условием переселения на Кавказ, но без какой-либо поддержки со стороны казны»

Но и материальные трудности не остановили казаков. Многие из них переселились со своими семьями на Кавказ, где основали станицы: Темижбекскую, Казанскую, Ладожскую и Тифлисскую. В частности,  станица Тифлисская заселялась переселенцами из Старобельского уезда, а станица Воронежская - из Славянского.

Особый конный полк, составленный этими казаками, находился в составе Кубанского казачьего Войска и назвался Кавказским.

Жизнь и служба после Русско-турецкой войны

Оставшиеся в слободах  новодонцы продолжали жить как прежде, увеличивая свои семьи и осваивая непаханые прежде земли Дикого Поля.  К счастью, после покорения Крыма военной угрозы со стороны степи уже не стало, отпала необходимость в служебных обязанностях,  и потому жизнь однодворцев всё больше напоминала таковую государственных крестьян.

Тем не менее, свойства характера и природа потомков служилых людей не оставались без внимания Русского государства. Особенно ценилась их способность к военной службе.Однодворцы по-прежнему составляли костяк русской армии. Большинство унтер-офицерского состава было именно из них.

 Многих определяли на службу в гусарские полки.

В частности, в книге «Воронежское Дворянство в Отечественную войну» (Издание Губернского предводителя дворянства 1912) удалось найти интересные данные по однодворцам Старобельского уезда. Приведено количество рекрутов из общего числа однодворцев «мужеского полу» по каждой из слобод, призванных в связи с Отечественной войной 1812 года:

Сл.Боровской из 488 м.п. – 10;     д.Айдаровой Старой из 540 м.п. – 11; Айдаровой новой из 995 м.п. – 20;  Сл.Бахмутовки м.п. из 459 м.п. –  9;    Сл.Богдановки м.п. из 313 – 6;        Сл. Демьяновки м.п. из 144 – 3; Сл.Трёхибенской 1118 – 22;            Сл. Райгородки м.п. из 231 – 5;

К сожалению, имена воинов-участников этой войны, как и многих других войн, пока не открыты.

 После победы России в войне с наполеоновской Францией театр военных действий вновь переместился на Кавказ. Кубанскому войску для усмирения горцев понадобилось пополнение. И это пополнение снова пришло от однодворцев.

В Ревизской Сказке однодворцев Боровской слободы за 1835 год в отдельной графе «Изъ того числа выбыло» в отношении членов каждой переселённой семьи следовала запись: «Перечислены в (число) душахъ Слободско-Украинской казённой палатой на Кавказскую линию в казачье звание с 1(2)-й половины 1831 году».

В итоге из Боровской слободы  на линию переселенно: всего 53 «души мужеского полу».

Таким образом, потомки стрельцов и служилых казаков, как Боровской, так и других однодворческих слобод Подонцовья, не однажды имели возможности вернуться в ряды казачества.

Возможности восстановления во дворянстве

Были и возможности восстановления во дворянстве,даже в «древнем». Так, с 1801при наличии старых грамот сделать это было несложно. Потомки московских порубежных ратниковбережно хранили и передавали ихдетям вместе с ностальгией о допетровских временах, а попытки царского правительства уравнять однодворцев с крестьянами почитали за бесчестье. Своих дочерей выдавали только за однодворцев своей или других слобод и даже провинций.

Временами однодворцы хлопотали о том, чтобы их не смешивали с крестьянством и причислили к дворянам.

В конце концов, император Павел I  предоставил однодворцам право «отыскивать и доказывать потерянное предками дворянское достоинство».

Увы, чем дальше от столицы жили потомки служилых, тем меньше шансов было на удачу.

Едва ли однодворцы Шеховские, Аненковы, Оболенские, Пушкины и прочие, живших в Боровской и других слободах Подонцовья имели  реальную возможность получить дворянство; неспокойные и нелёгкие времена пережили они на дальней «украйне», чтобы сохранить грамоты или добиться дворянства службой.

Как бы то ни было, но уже через 3 года, в 1804 году, с тем, чтобы не допустить в дворянство утративших его «за вины и отбывательство от службы», было велено рассматривать  доказательства «со всею строгостью».

Но в 1816 году даже и доказательства наличия дворянских предков стало недостаточным; Государственный совет решил, что необходимо ещё и достижение дворянства через службу.

Для этого однодворцам, представившим доказательства их происхождения от дворянского рода, предоставлялось дополнительное  право поступления на военную службу с освобождением от повинностей и производством в первый обер-офицерский чин через 6 лет.

И наконец, после введения в 1874 году всеобщей воинской повинности, однодворцам предоставили право восстанавливать утраченное предками дворянство (при наличии соответствующих доказательств, подтвержденных свидетельством дворянского собрания их губернии)путем поступления на военную службу в качестве вольноопределяющихся и «получения офицерского чинав общем порядке, предусмотренном для вольноопределяющихся».

Возможно, что последнее нововведение вновь увеличило возможность получения дворянства, но едва ли и оно имело какой-либо практический смысл для жителей Боровской, как и других однодворческих слобод.

Потомков однодворцев перевели в крестьяне

В ревизской сказке 1850 года однодворцы уже записаны как «казённые крестьяне», а из прозвищ, вызывающих исторические ассоциации в Боровской слободе остались только Пушкины, у которых, кроме известной древней фамилии, едва ли сохранились древние грамоты, собственно, как и сословные амбиции…

В 1858 годы жители однодворческих слобод были записаны как «государственные крестьяне».

Реформа 1871 года в армии и начало крушения устоев

Следует отметить, что участия России в Крымской войне 1853-1856 годов негативно сказались на жизни однодворцев.

Правительство России, проанализировав причины поражения, провело военную реформу.  В 1871 году утвержден новый воинский устав, согласно которому рекрутская повинность заменена на всеобщую воинскую обязанность.

В армию, на 6 лет, призывались все молодые люди, отвечавшие по состоянию здоровья необходимым требованиям, достигшие 20-летнего возраста или немногим старше. При этом предусматривалась система льгот, среди которых были и обусловленные семейным положением.

Этим самым, заботясь о сохранении семьи, государство не брало на себя заботы о стариках, осиротевших детях. Мол, пусть их кормит единственный сын, внук или брат пользующиеся льготой от призыва.

Но это были частные случаи в огромной державе, где романовская монархия доживала последние десятилетия, а изменения в обществе вели к постепенному разрушению России, пережившей своё историческое величие.

Перемены в отношении к этносам

Капиталистические отношения стирали не только сословные, но и этнические особенности населения. Титульная нация государства входила в свой кризис. Отстаивание великороссами собственной народности не редко именовали «шовинизмом».

Тем не менее, в науке субэтносы русских всё-таки изучались и описывались, как бы в предчувствии начала их исчезновения.

В советский период слово великороссы заменилось на русские, а малороссы, как якобы уменьшающее достоинство народа, заменили на украинцы, которое никогда прежде не было самоназванием данного этноса.

Более того, государство практически не обращало внимания на существующие отличия народностей внутри каждого этноса. Однодворцев среди русских могли определить лишь этнографы, но это требовало серьёзных исследований, связанных с изучением конкретных архивных, исторических и этнографических материалов.

К сожалению, в период массовых переселений, миграций и смене традиционного уклада сельских жителей на колхозный, говорить об этнографии русских становилось почти невозможно.

Особое значение в стирании этнических особенностей стала урбанизация населения и запустевание местностей традиционного проживания народностей, идущее параллельно с постоянно убывающей рождаемостью в постсоветское время.

В России, как никогда, стали замечать резкое убывание титульной нации, причём не только в сельской местности, но и в городах.

 

Продолжение следует...

 #

Відповідь Степанові Бандері

Відповідь Степанові Бандері на його прохання:
«Давно не чув я пісню про лапті…»
….Сочувствую, остаётся подождать, когда Вам их сплетут, а потом вперёд с песней!..... Удачи Вам на чужбине!

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии