Древняя Северщина – источник духовности и культуры

Продолжение. Начало смотрите здесь.

С древней историей Северщины  связано и раннее распространение  христианства. Так уже в 992 году в Чернигове была открыта самостоятельная епархия, а первым епископом её был Неофит. По удивительному совпадению: имя Неофит от др.- греч. νεόφυτος — недавно насаждённый.

К тому же в Чернигове сохранился и старейший из всех русских соборных храмов — Спасо-Преображенский собор. Его постройка была начата ещё при Мстиславе Тмутараканском, т.е. до 1034 года. И потому этот храм древнее Софийских соборов как Киева, так и Новгорода.

 Следует помнить, что и основатели Киево-Печерской лавры преподобные Антоний и Феодосий оба были из Северщины. Преподобный Антоний Печерский был родом из Любеча. А Феодосий родился неподалёку от Курска.

И наконец, самое первое русское литературное произведение – «Слово о полку Игореве» повествует  о походе Новгород-Сиверского князя Игоря против половцев (1150—1202). Причём, по мнению некоторых авторов, язык «Слова»  был близок к некоторым брянским диалектам, старокиевскому, а не к позднему малороссийскому с характерным избытком полонизмов.

Севрюки - северские казаки

В XIVвеке на Северских землях  появилось исключительно татарское княжество Мансура, но  уже к XV веку здесь обнаруживаются Севрюки, о которых донской историк Евграф Савельев пишет: «В пределах древнего княжества Северского, во всех главных и пограничных городах, как-то: Чернигове, Новгороде Северском, Стародубе, Путивле, Рыльске и др. основались казаки Северские или Севрюки, в состав которых входили частью Черкасы, остатки хазар и Черных Клобуков, частью переселившиеся, под давлением татар, с Дона»106 )(Глава VІ-я. Донское поле в ХV и ХVІ в.в.)

О севрюках писали Лев Гумилёв, а Николай Костомаров, представлял сиверскую вольницу подобием запорожской. Но так или иначе, смешавшись с потомками племени Северян - севрюки вели полукочевой образ жизни в порубежье Дикого Поля.

В своих ухожьях, так назывались их угодья, онизанимались различными промыслами, главным образом бортничеством, бобровыми ловами, охотой на дикого зверя и рыбной ловлей. Жили они на границе Поля и лесной зоны и обладая при этом большим адаптационным рессурсом, сохранились на Северщине вплоть до XVII века.

В этот же период, с XV по XVII век, севрюки представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств, и судя по всему, во многом походили на ранних запорожских, донских и других подобных казаков и также как они обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

Это о них, о Севрюках,  писатель и краевед курской земли  Е.Л.Марков писал следующее: "постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные".

Стоит заметить,что до того как в Поле стали высылаться московские войска, на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской землии сопровождение в качестве проводников, вожжей,  военных отрядов  детей боярских, преследовавших крымцев, чтобы  отбить захваченную добычу и пленных.

С приходом XVI столетия началось активное освоение той части Северщины (которая по прошествии столетий станет Брянской, Курской и Белгородской областями) служилыми московскими людьми. Одновременно  начался  и постепенный исход севрюков с Московской Северщины на Дон, Волгу и Запорожье. Оставшиеся же на Северщине стали  крестьянами  или "поверсталась" в служилые Московского государства. 

В Смутное время Севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I, а позже участвовали в восстании под предводительством  атамана Ивана Болотникова.  Москва, не принимала  свободолюбие Севрюков, постоянно подвергала их гонениям и при всяком удобном случае старалась снизить их численность.

В итоге севрюки ассимилировались среди населения Великой и Малой Руси, отчасти переселились в восточную Белоруссию и на вольные земли, принеся туда особенности своего диалекта и внешности.

Одни из них влились в сообщество Низовых Донцов, другие смешались с Запорожскими казаками, чем спровоцировали отождествление, встречающееся в исторической литературе, Запорожцев и Севрюков (Савельев, Яворницкий).

Тем не менее Севрюки – это отдельный от собственно Верховых Донцов этнос, занимающий промежуточное положение между Малороссами и казаками Верхнего Дона (часто именуемых Чигами), диалекты которого больше всего схожи с великорусскими.

Продолжение следует...

  • kartasdch.jpg
 #

Уважаемый Александр, Не плохо

Уважаемый Александр,
Не плохо было бы для начала не касаясь личности Микулы, получше разобраться с прямыми предками, от которых Вам в самом деле досталась фамилия. Иначе Пушкины из Боровского поведут свой род от Александра Сергеевича, а Байдины от госсекретаря США "Байдэна"
Второе: утверждать, что-либо публично, не аргументируя объективными доказательствами - несерьёзно как-то..
И наконец третье: благородное происхождение подтверждается прежде всего благородными поступками и поведением.

 
 #

Зачем же собственные проблемы

Зачем же собственные проблемы со здоровьем перекладывать на чужие прически? Никакой такой Речи в тронутой вниманием автора округе не было и в помине А вот северсы были - как охранное звено конкретно этого участка меду Лесом и Степью. Наследили порядком. Даже мне от главного смотрителя боярина Микулы Ив. Маслова фамилия досталась. Как и городу Маслова Пристань. Это к тому, что невежество не из тех достоинств, с которыми вступают в спор. До времен царя Алексея Михайлович Речь была сугубо православной стороной. Мифы истории питаются исключительно шумяшим в маразме камышем. С чем и поздравляю.

 
 #

Шумел камыш, маразм

Шумел камыш, маразм крепчал... Какие "севрюки" - это же территория Речи Посполитой до 17 века была! Опять сказки лепите - там до Дона в 3! раза дальше, чем до Запорожья.

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии