Луганчанин австрийского происхождения или три даты Курта Шмида

Луганчанин австрийского происхождения или три даты Курта Шмида

На минувшей неделе в Северодонецком областном музыкальном училище имени Сергея Прокофьева прошел знаковый концерт. Выступление Луганского симфонического оркестра под управлением Курта Шмида знаменовало сразу три даты - 25-летие  установления дипломатических отношений между Украиной  и Австрией, 75-летний юбилей Курта Шмида и 15-летие его работы с Луганским оркестром.

Невольно вспомнилось наше знакомство с Куртом пять лет назад, как раз в канун его 70-летнего юбилея, наша беседа и совершенно феерический его юбилейный концерт в Луганске. Это был незабываемый праздник музыки, радости и любви. Особенно трогательно прозвучала песня «Мои года – мое богатство» в исполнении самого юбиляра. Луганчанин австрийского происхождения, как в шутку называют маэстро, пел на русском языке так проникновенно, что, казалось, эта давно известная нам песня написана именно для него, только сейчас, специально для этого волшебного вечера…

С тех пор многое переменилось, однако неизменным осталась верность Курта Шмида дружбе с луганскими музыкантами, своему профессиональному долгу и Украине. И он по-прежнему остается удивительным человеком, который уметь дарить радость окружающим, независимо от обстоятельств.

Курт Шмид родился 29 апреля 1942 года в Вене в музыкальной семье. В 1963 году он с отличием окончил Венскую Высшую музыкальную школу по классу кларнета. «Я посещал все возможные предметы, – вспоминает Курт Шмид, – но необходимо было сконцентрироваться на каком-то одном, это было вызвано, в том числе, и экономическими соображениями, ведь обучение было платным. Так я стал кларнетистом». По окончании университета Курт Шмид был принят солистом-кларнетистом в Тонкюнстлер-оркестр земли Нижняя Австрия, где проработал до 2003 года. Параллельно с основной деятельностью в оркестре маэстро работал в различных музыкальных коллективах, таких как «Венский концертный шраммель-квартет» и объединение камерной музыки «Венская коллегия», а также интенсивно занимался композицией.

Он является автором более 400 произведений. Вершинами его творческой деятельности как композитора стало исполнение его балета «Огненный цветок» в концертном зале венского «Квартала музеев» 31 августа 2007 года, а также бенефисный концерт его сочинений в Парадном зале Венского Хофбурга 21 октября 2008 года.

Неуемная внутренняя энергия Курта Шмида постоянно рождает в нем неожиданные идеи и желание проявить себя в самых разных ипостасях. В 1970 году он начал заниматься преподавательской деятельностью, в 1974 году стал преподавателем Венского музыкального семинара, а в 1980 году – Венской Высшей музыкальной школы. Маэстро регулярно проводил  мастер-классы в Австрии, Японии, Корее и Украине. С декабря 2003 года Курт Шмид преподавал в Институте культуры и искусств Луганского национального университета им. Т. Шевченко, в 2004 г. он получил звание почетного профессора этого университета.

«Основная работа заключалась в том, что я знакомил студентов с различной интерпретацией классических произведений и практикой их исполнения, – рассказывает маэстро, – читал лекции о композиторах, например о моих любимых Моцарте, Бетховене, Гайдне и других классиках. Но я этим не ограничивался, поскольку сам очень люблю и русскую, и украинскую музыку. Я до сих пор вспоминаю пластинку с Шестой симфонией Чайковского, которую слушал в детстве, именно этот композитор и открыл для меня красоту классической музыки. Люблю и ваших композиторов – Гулака-Артемовского, Лысенко и других».

Курт Шмид активно поддерживает молодых луганских исполнителей, многие из которых своими выступлениями на европейских сценах обязаны именно ему. «Считаю одной из своих задач дать возможность как можно большему количеству талантливых ребят показать себя, выступив на большой сцене с хорошим оркестром», – говорит он.

Но все же, «луганский период», который теперь нашел свое продолжение в Северодонецке, в жизни маэстро начался с симфонического оркестра. Как он сам отмечает, жизнь его делится на определяющие десятилетия. Как дирижер он начал работать в 1985 году и на вопрос, почему вдруг у музыканта возникло такое желание, с присущим ему юмором ответил: «Просто вдруг захотелось встать и подвигаться». А о своем появлении в Луганске маэстро рассказывает так: «Мой друг ездил по Украине от торгово-промышленной палаты Австрии с экономической миссией и пригласил меня обеспечивать культурную программу. Так я впервые попал в Украину, поработал с несколькими  симфоническими оркестрами. Мы исполняли одну и ту же программу с оркестрами из разных городов – Ужгорода, Одессы, Ялты, Симферополя, в том числе и Луганска. Когда появился в вашем городе, музыканты уже знали, что я представитель традиционной венской музыкальной школы, это вызвало у них определенный интерес. С первой же секунды я почувствовал, что у нас возникло взаимопонимание. После трех дней репетиций мы дали первый концерт венской музыки, в восторге была не только публика, но и сами исполнители. Неожиданно мне предложили стать художественным руководителем коллектива. Честно говоря, мне давно хотелось поработать со своим постоянным оркестром, я думал всю ночь. Но не о том, хочу ли я работать с этим оркестром, а том, в какой точке земного шара я нахожусь. Я просто не представлял, как буду добираться сюда из Вены. Когда мне показали на карте, где находится Луганск, и объяснили, что до Киева можно долететь самолетом, а оттуда ночным поездом (а я люблю спать в поездах), то я тут же согласился. Как раз в то время я заканчивал работу в Венском оркестре». Конечно, эти воспоминая уже можно назвать историческими. А удивительно то, что неуемного и верного луганскому оркестру Курта Шмида не остановил тот факт, что коллектив вынужден был перебраться в Северодонецк – Курт нашел и эту маленькую точку на земном шаре, чтобы быть рядом со своим оркестром…

 

Виктория Подольская

Последние комментарии