Где дают крылья

Здорово, что работы Театральной мастерской "Art&Гарт" Александра Шмаля привлекают все больше зрителей. Но при всем желании те, кто не успел посмотреть показанный 14 и 15 июля спектакль "Так не говорил Заратустра",  в обозримом будущем, увы, смогут сделать это только на видео и фестивалях.
 
Причина в том, что молодой актер Павел Алешин, которого мы открыли на этом моно-спектакле, волею известных обстоятельств, сделавших вынужденными переселенцами и его, и режиссера, и  еще множество людей, оказался далеко-далеко от родной Луганщины.
 
Однако режиссер все же смог  подарить нам радость уникальной встречи с ним.
Конечно, спектакль  - философский. Но представьте (хотя это почти невозможно): мы постигаем смысл великих духовых открытий не через слова, а через поразительную пластику артиста, одухотворенную  выразительность его лица. Когда  (в камерном театре это удается) о многом говорят  не только зонги, а даже  подрагивания пальцев, изгибы рук и движения босых стоп.
 
Наверное, от зрителей тут требуется определенная подготовка. Но, с другой стороны, они могут и не знать историй Булгаковского Мастера и  легенды рок-музыки Джона Уинстона Оно Леннона, притчи о древнем философе Заратустре и канатоходце. В том то и волшебство увиденного спектакля, что он пробуждает  чувства и мысли, умение  разгадывать тайны театрального искусства и творчества вообще. Точнее, приблизиться к таким разгадкам, - поскольку  само то,  как автор и  режиссер Александр Шмаль все это придумал, а 25-летний актер Павел Алешин буквально посекундно воплотил, непостижимо, да и не в том суть.
 
У каждой из частей их триптиха свой нерв, свои энергетический заряд и драматизм. Все это очень индивидуально, но, несомненно, важно для всех. Можно говорить о европейском театральном уровне, о том, что такой спектакль будет востребован всюду, но лично мне думалось о нашем, собственном. Вижу, скажем, как тонко артист передает нерешительность, а затем отважность канатоходца (уже не сцена перед нами, а смертельно опасная пропасть, над которой надо пройти), - и догадываюсь: да это же о нас с вами, сегодняшних!  
 
Заратустра говорил не о нынешних событиях, зато о человеческом духе. И Леннон (в этой роли Алешин прекрасно справился с вокальными партиями) пел, а Булгаков писал о том же.  Откровенный спектакль, в котором значим каждый миг, напомнил, как много от этого зависит.
 
А еще он показал, как это славно - единство Учителя и Ученика, если хотите - поколений. Об этом мы поговорили  уже после спектакля.
- Не мог не откликнуться на приглашение Александра Николаевича, - сказал Павел.
- А я верил и верю в Павла, - говорит А.Н.Шмаль, - В Луганской государственной академии культуры и искусств  он   учился у других педагогов, но ходил ко мне на  очень непростые репетиции. И сейчас  сделать такой, с особым накалом спектакль было очень трудно, но он выдержал, раскрыл свои богатые, разносторонние  возможности.
- Когда вышел на сцену, оказался лицом к лицу со зрителями, все, что было таким сложным, стало легким. И у меня как бы крылья появились, - признается актер.
 
Окрыленности нам всем - тогда действительно все одолеем.
 
 
Семен Перцовский 

Последние комментарии