Удастся ли раскрепостить отечественный АПК?

Удастся ли раскрепостить отечественный АПК?

О необходимости внедрения новой регуляторной политики в сельском хозяйстве говорилось давно. С недавних пор Министерство аграрной политики и продовольствия в этом направлении сделало первые весомые шаги. Насколько действенными они окажутся, усилят ли безнесовую самостоятельность, а таким образом и инициативность, посодействуют ли дальнейшему развитию сельских территорий? Об этом шла речь во время очередного заседания Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам, которое состоялось 23 января.

Свой среди своих

Впервые на заседании Пресс-клуба Владимир Лапа выступил в качестве заместителя министра аграрной политики и продовольствия. Еще совсем недавно он занимал должность генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса. Поэтому среди выступающих, которые преимущественно представляли общественный сектор, чувствовал себя уверенно. Или, как говорится, был своим среди своих.

Еще до приобретения статуса госслужащего высокого уровня Владимир Лапа активно выступал против чрезмерного государственного регулирования деятельности аграрного бизнеса. А теперь в министерстве отвечает за направление работы, предусматривающее дерегуляцию, а значит, и создание предпосылок для того, чтобы сельское предпринимательство чувствовало себя раскованнее и увереннее.

И хотя с момента пребывания на высокой государственной должности прошло совсем мало времени, Владимиру Лапе уже есть о чем отчитываться. По его словам, министерство уже обработало большое количество документов, которые сейчас находятся на финальной стадии их принятия. В первую очередь, это касается проекта закона «О внесении изменений в законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса».

По убеждению Владимира Лапы, это знаковый документ. «В частности, он предусматривает отмену проектов севооборотов». На них давно нарекали сельхозпроизводители. Они доказывали, что севообороты создают дополнительную и неоправданную нагрузку на бизнес. Одновременно они давали чиновникам возможность контролировать его деятельность, а при первой возможности – применять к нему штрафные санкции.

Упомянутый законопроект также предусматривает возможность заключения договоров регистрации прав аренды на земли сельскохозяйственного назначения личных крестьянских хозяйств. Как заметил Владимир Лапа, «этот вопрос крайне актуален, потому что при распаевании частично эти земли отводились для ведения сельскохозяйственного производства, а частично – для ведения личного крестьянского хозяйства. На самом деле – это те же паи, которые люди сдают в аренду, и мы открываем возможности для того, чтобы они заключали договора аренды и регистрировали их в регистрационной службе».

Среди регуляторных новшеств, которые должны узакониться в ближайшее время, - внедрение исключительно денежной формы арендной платы за землю сельскохозяйственного назначения. Определенные изменения пройдут в рыбном хозяйстве. Одновременно решается целый ряд вопросов относительно дальнейшего развития органического производства. Согласно им, уже не чиновники должны решать, в каких зонах будет выращиваться чистая продукция, а представители соответствующих сертификационных центров. 

Положительно решается целый ряд вопросов, связанных с регистрацией земель сельскохозяйственного назначения. «В частности, предусматривается возможность делегирования таких полномочий органам местной власти», - сказал Владимир Лапа и добавил, что и нотариусы в этом вопросе получат большие полномочия.

Владимир Лапа заверил, что в случае принятия Верховной Радой законопроекта произойдет значительное сокращение существенных условий договора аренды земли. «Их чрезмерное количество вызывало неединичные случаи рейдерских схем, когда, пользуясь таким количеством существенных условий, делалась невозможной работа сельхозпредприятий».

Другим важным новшеством, которое будет введено новым законом о государственной поддержке аграрного сектора, который сейчас разрабатывает министерство, является обеспечение максимальной прозрачности при распределении государственной помощи аграриям. По словам заместителя министра, планируется публиковать реестр претендентов на получение бюджетной помощи и реестр сельхозтоваропроизводителей, которым такая помощь оказана.

Законопроект направлен также на упрощение ведения бизнеса. В частности, предусматривается отмена ветеринарных свидетельств, которые должны сопровождать пищевую продукцию животного происхождения. Объяснение Владимира Лапы: «В данном случае новая редакция закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов» адаптирована к европейским директивам и регламентам и не предусматривает получение таких документов. Поэтому мы их вообще изымаем из законодательства».

На финальной стадии доработки находится постановление Кабинета Министров относительно вопросов дерегуляции хозяйственной деятельности. Согласно ему, выдача фитосанитарного сертификата должна длиться до 24 часов. Также вводится добровольное получение карантинного сертификата.

В Комитете Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений уже рассмотрен законопроект о передаче государственных земель сельскохозяйственного назначения местным общинам. Долгое время им занималось Государственное агентство земельных ресурсов и, по словам Владимира Лапы, были нередкие случаи, когда оно злоупотребляло возложенными на него полномочиями.

Владимир Лапа подытожил: «Вы можете убедиться, что сейчас Министерство аграрной политики и продовольствия достаточно активно работает в вопросах дерегуляции сельского хозяйства. Мы понимаем, что сейчас у государства ограничены возможности по поддержке бизнеса. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать для бизнеса комфортные условия, а также новый инвестиционный климат в аграрной экономике».

Общественные объединения готовы подставить плечо государственным структурам

Леонид Козаченко до последнего времени также представлял общественный сектор. Он возглавлял одно из мощных объединений – Украинскую аграрную конфедерацию. Одновременно имел и немалый опыт государственного управления, который накопил во время пребывания на должности вице-премьера по аграрным вопросам. Поэтому на существующие проблемы в сельском хозяйстве и пути их решения смотрит и как общественный деятель, и как представитель правительства, а сегодня еще и как законодатель – член Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений.

По его словам, «если Министерству аграрной политики и продовольствия удастся сделать то, что оно ныне декларирует, то, я думаю, в сельском хозяйстве произойдут положительные изменения, и оно будет иметь возможности для дальнейшего развития».

Но эти возможности, убежден Леонид Козаченко, станут реальностью, если аграрное министерство не только будет тесно сотрудничать с общественным сектором, а и отважится передать ему часть управленческих и контролирующих функций. О необходимости такого шага говорилось давно, но сегодня выпала реальная возможность осуществить его. И поэтому ею нужно воспользоваться.

Леонид Козаченко отметил, что подобное практикуется в Европе. Например, сертификаты об отсутствии ГМО в выращенной продукции могут предоставлять частные структуры. Возможностями государственных структур производитель может воспользоваться как альтернативным вариантом.

Леонид Козаченко полагает, что в Украине есть немало мощных объединений, которые уже профессионально выросли, имеют надлежащее кадровое и техническое обеспечение, поэтому способны взять на себя часть управленческих функций, которые выполняют государственные органы. Среди них он назвал ассоциацию «Укрсахар», которая долгое время работает на отраслевом рынке и в состав которой входят все производители сахара. Народный депутат рассказал, что потратил несколько лет, чтобы убедить своих оппонентов из правительственных структур в способности «Укрсахара» распределять квоты по реализации сахара, произведенного в Украине, на внутреннем и внешнем рынках, а также квоты на ввоз в Украину сахара-сырца.

Перераспределение функций и обязанностей между государственными структурами и общественным сектором, уверен Леонид Козаченко, должно стать составляющей реформирования системы государственного управления. И это положительно повлияет на дальнейшую дерегуляцию.

Дискутируемая семилетка

«У меня и моих коллег есть опасения относительно того, что к земельным вопросам мы подходим немного однобоко. В первую очередь, это касается внедрения минимального семилетнего срока аренды земель сельскохозяйственного назначения». Так начал свое выступление во время заседания Пресс-клуба заместитель руководителя Проекта USAID «АгроИнвест» Александр Калиберда. И напомнил, что такой срок зафиксирован в Коалиционном соглашении, значит, есть основания ожидать, что он будет законодательно закреплен в будущем.

Александр Калиберда выступает против фиксации минимального срока аренды, тем более, на такой долгий период. Ведь такой подход существенно ограничивает права землесобственников. Во время осуществления земельной реформы крестьяне получили в собственность земельные паи, но из-за существующих законодательных препятствий и тех, которые уже сейчас планируется внедрить в будущем, а также из-за действующего земельного моратория не могут по своему усмотрению распорядиться собственными гектарами. Возможности у них ограничены: или передать земельные участки в долгосрочную аренду, или самостоятельно хозяйствовать на них. Последнее в условиях сплошного безденежья, почти полного отсутствия техники и государственной финансовой поддержки осуществить слишком сложно или же совсем нереально.

Пока что дискуссии о возможном минимальном сроке аренды идут на уровне специалистов. В них не вступают те, кого они касаются непосредственно. И на то, как утверждает Александр Калиберда, есть объективные причины: «Мелкие землесобственники не объединены. Они не имеют консолидированного голоса. Поэтому не могут влиять на процессы».

Другая проблема, которая волнует эксперта, - действенность принимаемых законодательных норм, их реализация на практике. «Мы очень много внимания привлекаем к тому, какое законодательство принимается, - подчеркнул Александр Калиберда. – Зато мало внимания обращаем на то, как оно выполняется». Поэтому он предложил внедрить показатели, которые будут определять эффективность работы руководителей государственных и местных органов власти. «Мое предложение следующее – назначение, скажем, нового руководителя регистрационной службы должно сопровождаться несколькими обязательными условиями. Одно из них – через 4 месяца очереди на регистрацию договоров аренды должны исчезнуть. Иначе этот руководитель с большим позором должен уйти с должности. Так должно происходить, особенно, в нынешнее время, когда государство находится в крайне сложной ситуации».

От дерегуляции – к регуляторной политике

По словам заведующей Отделом экономики и политики аграрных преобразований Института экономики и прогнозирования НАН Украины Елены Бородиной, вопрос дерегуляции встал на повестку дня в странах Северной Америки и Европы еще в 70-е годы. Тогда речь шла о необходимости существенно уменьшить государственное влияние на бизнес, образно говоря, отпустить его в свободное плавание. Ожидалось, что это обеспечит его максимальную результативность.

Однако уже в следующем десятилетии выяснилось, что полная свобода бизнеса привела к крайне тяжелым социально-экономическим и экологическим последствиям, ведь предприниматели преимущественно заботились о собственных интересах, пренебрегая общественными. И тогда возникла необходимость принятия новых регуляторных воздействий и повышения эффективности уже существующих. Это был второй этап развития, который назывался «регуляторной реформой».

В 2000-х годах, утверждает Елена Бородина, начали говорить уже о регуляторной политике как таковой, которая базируется на определенных принципах, основах и имплементируется в государственную аграрную политику. «Если двигаться по этой градации, то все то, что нам представило правительство, свидетельствует, что мы сейчас пребываем в 70-х годах. Ведь все время говорится о снятии, отмене тех или иных ограничений и пр. Я не говорю, что этого не следует делать, но необходимо также предлагать что-то новое и повышать эффективность действующего».

Для чего вводится регуляторная политика? Елена Бородина задала этот вопрос и сама ответила на него: «Для того, чтобы создать благоприятную регуляторную среду, сориентированную на обеспечение общественных интересов, а значит, интересов государства, бизнеса и общественного сектора».

Она полагает, что общественный сектор должен быть представлен широко. Ведь речь идет о 4,5 млн. личных крестьянских хозяйств, 20% которых, по существу, являются коммерческими семейными фермами, а их голоса никто не слышит. Кроме того, есть еще 40% полукоммерческих личных крестьянских хозяйств. Часть продукции они производят для личного потребления, а часть – для реализации на товарном рынке. Есть еще 40% личных крестьянских хозяйств потребительского типа. Они производят продукцию исключительно для собственных нужд. «И это все само по себе является очень большим благом для государства, потому что все эти люди сами себя обеспечивают, на них не нужно тратить бюджетные средства, которых всегда не хватает. Но поддержать их потребительскую деятельность и дать им возможность влиять на аграрную политику крайне необходимо». 

Что же нового нужно внедрить, чтобы регуляторная политика в Украине состоялась? Прежде всего, подчеркнула Елена Бородина, следует защитить экономическую конкуренцию на основе создания равноправных условий для всех субъектов хозяйствования. «Необходимо продемонстрировать инициативу относительно законодательного закрепления аграрного устройства, которое создалось в государстве». Оно состоит из корпоративного сектора, куда входят крупные агропромышленные структуры и общества с ограниченной ответственностью, фермерские хозяйства, и индивидуального сектора – его представляют семейные фермы и потребительские хозяйства. Важно отработать такую государственную политику в аграрной сфере, которая удовлетворяет интересы каждого из этих секторов.

Второе, что необходимо сделать, - преодолеть дискриминационное положение семейного фермерства, особенно, в его коммерческой деятельности, открыть ему доступ к рынкам капитала, сбыта продукции и ресурсов. И отработать систему социального обеспечения этих хозяйствующих субъектов.

И, наконец, на законодательном уровне нужно закрепить комплементарность сельского хозяйства и села. «То есть, тесной связи между сельским хозяйством и селом. Потому что нужно перейти к такой политике, которая действует в Европейском Союзе и которая предусматривает, что без сельского хозяйства нет села, а без села нет сельского хозяйства».

Пока такая регуляторная политика не внедрена, Украина, по данным Елены Бородиной, ежегодно теряет 20 сельских населенных пунктов.

 

Максим Назаренко, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам 

Последние комментарии