«Изоляция» Луганщины

Ситуация с транспортными поставками на Донбасс, в частности на Луганщину, крайне тяжелая и непрогнозируемая. Первостепенными тут являются даже не вопросы стоимости и экономической целесообразности, а безопасности.

В первую очередь – жизни, а потом уже сохранности грузов и транспортных средств. На этих территориях ее никто не гарантирует, о чем красноречиво заявили уже и отечественные страховые компании. В ситуации с логистикой и снабжением в охваченной восстанием области разбиралась «Реальная газета»

В последние месяцы бизнесмены неоднократно сталкиваются со случаями незаконного задержания транспорта, попытками разграбления грузов, вооруженного нападения на грузовики. Эти случаи чаще встречаются в области – в районах Рубежного, Лисичанска, Антрацита, в самом же Луганске ситуация более контролируемая. Однако эффект устрашения дал о себе знать: большинство контрагентов из центральных и западных областей Украины отказываются работать с Луганском, отметили «Реальной газете» местные дистрибьюторы.

В ожидании дефицита?

В начале прошлой недели Луганск испытал на себе очередную вспышку продуктовой паники. После боевых столкновений в Новоайдаре в день президентских выборов и слухах о надвигающейся активной фазе АТО в Луганске за считанные часы в магазинах исчез хлеб. Под «ударом» луганчан оказались также крупы и тушенка. За время кризиса в регионе цены на эти товары ощутимо повысились, в среднем до 15%.

Эксперты отмечают: особой популярностью в торговых сетях пользуются продукты долгого хранения: мука, макароны, сливочное масло, крупы, тушенка. Несмотря на популярный миф о всеобщей взаимосвязи цен с курсом доллара, эти товары растут в цене ввиду, в первую очередь, дефицита. Разумеется, свою роль сыграло повышение цен на топливо. Украина полностью самодостаточная в плане производства продуктов питания страна.

Ассортимент импортной продукции – незначителен. В среднем ценовом сегменте – это в основном оливки, оливковое масло и фрукты, рассказывает «РГ» Максим Подаваленко, агент одной из крупнейших дистрибьюторских компаний Луганска. По его словам, дефицита на заводах нет, вся проблема в транспортировке. Многие предприятия отказываются доставлять грузы в Луганск, просят присылать за ними свои машины.

– Когда в апреле начались бои под Славянском, грузы начали доставлять через север области, – рассказывает Максим Подаваленко. – Однако в последнее время всё больше компаний опасается отправлять к нам машины. Многое также зависит лично от водителя, всё же никто не хочет подставляться под пули.

Лично собеседника «РГ» проблемы с вооруженными бандитами, к счастью, миновали, он работает в основном в Луганске, пригороде и близлежащих городах: Счастье, Краснодон, Лутугино, Славяносербск. Однако у одного из коллег недавно отобрали всю наличность – 7 тыс. грн. и товар – партию кофе и чая. Угрожали отобрать автомобиль, однако обошлось.

География поставок довольно широкая. Макароны и крупы привозят из Харькова, тушенку – Черкассы, сгущенку – Николаев, соки – Винница. Из всех партнеров пока только Харьков стабильно работает с Луганском, не в последнюю очередь благодаря транспортному коридору через север Луганщины.

Аграрный север области также поставляет немало продукции в Луганск. В основном это подсолнечное масло, сыры и другая «молочка», которая пользуется большим спросом у местных торговцев. Да и в самом Луганске работает немало продовольственных предприятий, способных в полном объеме обеспечить город необходимыми продуктами питания.

– Дефицит продуктов как в блокадном Ленинграде нам точно не грозит, – отмечает Максим Подаваленко. – Крупами, макаронами, хлебом, мясом и водой мы обеспечены. У нас есть «Луганскмлын», «Луганские деликатесы», «Милам», завод «Каре».

Несмотря на то, что рост цен на продукты наметился еще в апреле, практически весь май прошел в условиях продуктового ажиотажа. По итогам месяца план продаж по каждой позиции в среднем перевыполнен на 150%, отмечает эксперт. По его словам, особым спросом пользовалась мука, особенно среди пенсионеров.

– Торговцы не уверены в завтрашнем дне, – отмечает Максим. – В Краснодоне один из наших клиентов заявила, что не будет делать заказов, так как, скорее всего, в следующем месяце работать уже не будет. А это полноценный торговый объект, магазин. Однако настроения людей меняются быстро, обычно такие заявления делаются под эмоциональным воздействием. Люди устали.

Грузоперевозки

С предпринимателем Ириной, которая просила не называть ее настоящее имя в печати, мы встретились в полдень 30 мая. В этот день Луганск находился в транспортной изоляции. Из города не выпускали и не впускали грузовики и большинство обычных автомобилей. На блокпостах образовались огромные очереди. Бизнес Ирины связан с грузоперевозками, она каждые 5 минут получала звонки, оповещающие о задержке фур. По ее словам, за последние месяцы рынок претерпел существенные изменения. Грузопоток упал в разы, бизнес идет на грани рентабельности.

Несмотря на то, что ее фуры не подвергались нападениям в области и таксы с них на блокпостах ни разу не брали, она очень категорична в оценке происходящего:

– Если так пойдет дальше, мы окажемся на грани катастрофы.

По словам Ирины, с Луганской областью массово отказываются работать предприятия из других регионов страны. Некоторые даже по идеологическим и политическим мотивам.

– «Значит, вы там поддерживаете сепаратистов, тогда мы не будем с вами работать», – объясняет настроения некоторых, уже бывших, партнеров Ирина.

Ведущие курьерские компании уже существенно сократили свое присутствие в регионе. Такие игроки, как «Интайм», «Новая почта» активно открывали свои отделения в Луганске и области. Сейчас, по словам предпринимателя, они потихоньку сворачиваются. Скорее всего, временно. Более мелкие – вовсе прекратили работу.

В связи с боевыми действиями в Донецкой области, пришлось изменить направление главного маршрута – Луганск-Киев. Теперь путь пролегает через Днепропетровск, делая огромный крюк по гораздо худшей дороге.

Главной проблемой бизнеса, помимо безопасности, Ирина называет цену и, главное, дефицит топлива. В Луганской области в ряде сетей автозаправочных станций оно пропало. Некоторые из них просто закрылись, как, к примеру, «Параллель». В WOG постоянный дефицит солярки. Схожая ситуация и в Крыму.

– Если приезжаешь в Крым с пустым баком, обратно можешь и не выехать, – смеясь, рассказывает Ирина. – И хотя топливо там ощутимо дешевле, оно там в большом дефиците.

По ее словам, в области резко активизировались бандитские вооруженные формирования, которые никому не подчиняются, а просто занимаются грабежами и мародерством на дорогах.

Предприниматель также отмечает, что из Российской Федерации грузопоток практически полностью перекрыт, в то время как наши фуры туда всё же ходят.

Взгляд изнутри

Сложность ситуации усугубляется еще и тем, что вся ответственность лежит исключительно на компании-поставщике, которой передают в работу транспорт и доверяют безопасность водителей. Также ответственность ложится на страховые компании, которые регулируются согласно Закону Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности». Страховое покрытие не распространяется на территории, где происходят массовые беспорядки, террористические акты и военные действия, это идентифицируется, как форс-мажор. Эксперты отмечают, что страховые партнеры уведомляют компании, работающие на Востоке, о прекращении действия страховых полисов на проблемных территориях на период до стабилизации ситуации.

По словам специалистов, вооруженная охрана грузов также не является решением проблемы: в первую очередь, она дорогостоящая и порой способна привлечь ненужное внимание бандитских формирований и тем самым спровоцировать конфликт.

Тем не менее, луганские компании продолжает выполнять практически все заявки по поставкам на Восток. Исключением стали табачная и ликероводочная продукция – как наиболее ликвидная в этих регионах.

Нынешняя ситуация имеет две главные особенности. Первая – дефицит транспорта: компании не желают ехать в восточные области, рискуя безопасностью водителей и машин. Если поставка в Крым – это вопрос только цены, то поставки на Восток – это вопрос безопасности.

Вторая особенность – неоднородность рисков в восточных городах. Так, есть часть населенных пунктов, внутри которых относительно спокойно, и ряд городов, в которых ведутся боевые действия (Северодонецк, Рубежное, Лисичанск), куда поставки прекращены уже несколько недель. Собеседники «РГ» едины в своем мнении: если конфликт будет разгораться и дальше, как это случилось 2 июня в Луганске, областной центр может оказаться в транспортно-логистической изоляции.

 

Олег Чанкотадзе, «Реальная газета»

Последние комментарии