Проблемный севооборот

Только 3,8% сельскохозяйственных предприятий смогли подготовить проекты севооборотов. Этот факт свидетельствует о том, что принятый еще 4 июня 2009 года закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о сохранении плодородия почв» до сих пор не заработал в полную силу. О причинах, приведших к такому неутешительному результату, шла речь во время очередного заседания Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам.

Юбилейный севооборот

Скоро закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о сохранении плодородия почв» исполнится 5 лет. Дата не рядовая, да и закон не второстепенный: он внедрил механизмы севооборотов как проектов землеустройства.

Однако специалисты по аграрным вопросам, приглашенные поучаствовать в заседании упомянутого Пресс-клуба, настроены критически. Все они говорили преимущественно о недостатках закона и об острой потребности их устранения.

На некоторых из них остановился юридический советник Проекта USAID «АгроИнвест» Павел Кулинич. В частности, он сослался на сложность разработки проектов землеустройства. «Дело в том, что севооборот разрабатывается как проект землеустройства. А такой документ готовится по длинной процедуре, подлежит согласованию и утверждению различными органами власти. Кроме того, он может быть еще и объектом государственной землеустроительной экспертизы. Все это затягивает разработку проекта, усложняет жизнь тем, кто хотел бы использовать земельные участки на основании проектов землеустройства».

Вторая причина касается непрактичности проектов землеустройства. Они, по словам Павла Кулинича, разрабатываются землеустроителями, а не агрономами, специалистами в области почвоведения. И поэтому среди сельхозпроизводителей, которые всегда сориентированы на конкретный результат, не пользуются надлежащим спросом.

Третью причину фактического блокирования со стороны сельхозпроизводителей процесса применения севооборота Павел Кулинич связал с ее законодательным несовершенством. Он сказал: «Утвержденный соответствующими органами власти проект землеустройства является правовым актом для хлебороба. То есть, документом, который он не имеет права самостоятельно изменять. Зато ситуация на полях меняется намного быстрее».

Например, в последнее время происходит немало климатических изменений, которые существенно сказываются на работе аграриев, и они должны на это оперативно реагировать. Часто – с внесением соответствующих изменений в севооборот. Но, подчеркнул Павел Кулинич, «изменять проекты землеустройства можно в том же порядке, в котором они и утверждаются». А на это нужно время. Его же у сельхозпроизводителей, как известно, нет.

И, наконец, подготовка проектов севооборотов слишком дорого обходится сельхозпроизводителям. «Плата, по нашим подсчетам, - отметил Павел Кулинич, - достигает от 20 до 70 грн. за 1 га. Хозяйство площадью 101 га за разработку проекта землеустройства должно заплатить 2-7 тыс. грн. Если хозяйство имеет 1 тыс. га, то сумма возрастает до 70 тыс. грн.».

Коль существуют проблемы, должны быть и способы их решения. Павел Кулинич предложил таких несколько. Первый из них – севооборот должен быть не только землеохранным, но и бизнесовым средством. «Поэтому севооборотные проекты должны разрабатываться самими сельскохозяйственными товаропроизводителями, у которых есть агрономы. Если таких специалистов в хозяйстве нет, оно может заказать разработку проекта севооборота у другого специалиста-агронома или специалиста по почвоведению. Но утверждать проект севооборота должен сам заказчик. Он же должен иметь право оперативно вносить в него изменения».

Вместе с тем должен быть внедрен достаточно либеральный механизм контроля над севооборотами. Их проекты должны составляться в двух экземплярах. Один из них остается в хозяйстве и им выполняется, а второй отсылается в контролирующий орган. Сегодня его функции исполняет Государственная сельскохозяйственная инспекция.

И последнее – сельхозпроизводители должны вести книги истории полей и отмечать в них чередование культур. Это, по убеждению Павла Кулинича, также посодействует повышению аграрной культуры, которая, учитывая рыночные потребности, все-таки будет сориентирована на сохранение плодородия наших почв.

Европейский севооборот

Специалисты утверждают, что Украина все это время старается изобрести собственную модель севооборота, хотя может воспользоваться опытом других стран.

Специалист по аграрной политике Проекта USAID «АгроИнвест» Александр Муляр рассказал, что в Евросоюзе работает действенная система дотаций. Но она распространяется исключительно на тех фермеров, которые выполняют определенные обязательные требования. Одно из них касается содержания почв в надлежащем состоянии.

Поэтому европейских фермеров не нужно заставлять внедрять севообороты. Они и сами заинтересованы в них.

«Тут ударение делается не на севообороты как такие, а на диверсификацию», - заметил Александр Муляр. И пояснил – каждое фермерское хозяйство в ЕС должно иметь определенный минимум культур. Выращивание монокультуры тут недопустимо. Даже если она способна обеспечить фермеру сверхприбыль. Все осознают, что такой подход повредит земле.

И это еще не все. Устанавливается временное ограничение на выращивание одной и той же культуры на одном и том же поле. И более никаких ограничений. Все остальное зависит от творчества тех, кто хозяйствует на земле.

Согласно данным Генерального директората по вопросам сельского хозяйства и развития сельских территорий Европейской комиссии, регулирование с целью поддержки качества почв и севооборотов в различных странах-членах ЕС происходит по-разному. Так, в Болгарии лен, подсолнух и сахарную свеклу запрещается выращивать на одних и тех же полях в течение двух лет.

В Румынии под особый контроль попал подсолнух. На одних землях его нельзя выращивать более 2 лет.

Подобные временные ограничения внедрены и в Венгрии, но они распространяются на пшеницу, тритикале и ячмень. Кукуруза тут относится к льготным культурам: на одних полях ее можно выращивать не более трех лет.

В Финляндии свои правила. Они достаточно просты и сводятся к одному: местные хозяйства должны выращивать не менее 2 культур.

Другое дело – Франция. Тут фермерам позволяется выращивать не менее 3 культур, но под каждую из них нужно отводить не менее 5% земельной площади.

Подобное правило применяется и в Германии. Разница лишь в том, что под каждую из культур должно отводиться не менее 15% пахотного участка.

В Греции установлено, что не менее 20% земель в севооборотах должны быть отведены под бобовые культуры.

«Во многих других странах, которые я не назвал, также нет детализированных севооборотов. Однако есть свои правила контроля над качеством почв. Происходят выборочные обследования со стороны надзорных органов. Эта система унифицирована. И я думаю, что этот опыт нам следовало бы изучить», - подытожил Александр Муляр.

Ожидаемый севооборот

Современный мир живет по принципу: если у вас есть проблема, вы должны ее решить. Иначе она и в дальнейшем будет вам мешать.

Похоже, что Государственное агентство земельных ресурсов Украины начало учитывать этот принцип. По крайней мере, так следует из выступления его представителя, начальника Отдела землеустройства Владимира Кулика. По его информации, Госземагентство совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия Украины подготовило проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об использовании земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства».

Этот законопроект запомнится сельхозпроизводителям не только своим длинным названием, но и некоторыми новшествами. Вот как их описал Владимир Кулик.

Первое новшество – «предлагается обязать землесобственников и землепользователей при использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства придерживаться нормативов оптимального соотношения культур в севооборотах в разных природно-сельскохозяйственных регионах».

Второе новшество – «землесобственники и землепользователи обязаны сами разрабатывать севообороты. Они также должны информировать соответствующие структурные подразделения районных или городских государственных администраций о соблюдении таких нормативов». 

Третье новшество – «предлагаемые изменения дадут возможность самим товаропроизводителям разрабатывать соответствующие севообороты с определением основной культуры в зависимости от направления сельскохозяйственного производства».

Четвертое новшество – «нашим законопроектом не отменяется разработка проектов землеустройства, которые обеспечивают эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочивания угодий сельскохозяйственными предприятиями. Они могут разрабатывать такие проекты только по собственному желанию».

Упомянутый законопроект, по словам Владимира Кулика, уже согласован с Министерством финансов Украины, Министерством экономического развития и торговли Украины, Государственной службой по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства. Однако до сих пор не известна реакция на него со стороны специалистов, занимающихся аграрным сектором, и сельхозпроизводителей.

Радикальные подходы к севообороту

По официальной статистике, ныне в Украине насчитывается 18 667 сельхозпредприятий, которые используют земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью более 100 га. Однако лишь 707 из них уже имеют проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочивания угодий. Еще 3900 таких проектов заказано.

Эти данные у некоторых специалистов вызывают скептическую реакцию. К ним относится и главный аналитик Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий. Во время заседания Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам он подчеркнул: «Обязательность проектов землеустройства нужно отменить». И добавил: «У нас рыночная экономика. Фермер, собственник, пользователь земли сам должен решать, что ему сажать».

По убеждению Марьяна Заблоцкого, нужно контролировать качество почв. «Принцип должен быть прост. Если кто-то взял в аренду землю, он должен, по крайней мере, отдать ее в том же состоянии, как взял. Если нет, то он должен возместить причиненные землесобственнику убытки. Для этого нужно контролировать отдельные показатели почвы».

По словам Марьяна Заблоцкого, осуществить такой контроль просто. Украина имеет достаточное количество лабораторий, которые могут выполнить эту работу. Себестоимость таких анализов из расчета на 1 га не превышает 10 грн. Таким образом, она доступна для сельхозпроизводителей.

В Верховную Раду уже подан законопроект, предлагающий систему оценки качества почв. Значит, дело сдвинулось с места и теперь все зависит от законодателей.

Минимальный срок аренды земли, по убеждению Марьяна Заблоцкого, также может стать действенным механизмом контроля над качеством почв. «Если вы берете землю в аренду на 10 лет, то рассчитываете, что через 5 лет на этой земле снова будете что-то выращивать. Значит, вы не заинтересованы в том, чтобы землю истощать». Отсюда и вывод – Украине не нужно севооборотов, так как они не вписываются в рыночную экономику.

Заместитель руководителя Проекта USAID «АгроИнвест» Александр Калиберда уверен, что введение минимального срока аренды земли также не гармонизируется с рыночной экономикой. Таким образом государство получает возможность вмешиваться в хозяйственные дела сельхозпроизводителей и права людей, являющихся собственниками земельных участков.

Предложение Александра Калиберды: «Лучшим решением защиты почв является решение вопроса частной собственности. Нам нужно его постоянно двигать вперед. Частный собственник является наилучшим контролером состояния своей собственности».

Севооборот и частная собственность на землю

Сложившуюся вокруг севооборотов ситуацию можно описать так – хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Плохо получилось. Так считает помощник-консультант заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений, член Совета Ассоциации «Земельный союз Украины» Сергей Биленко. Его мнение: «Проекты землепользования нужны, но у нас произошло искажение. Любое наказание может касаться исключительно лица, нанесшего вред. В данном случае законодатель решил наказать лицо не за то, что оно ухудшило полезные свойства почв, а за то, что не разработало бумажку. Это, на мой взгляд, бессмысленная норма».

Сергей Биленко напомнил, что когда в Верховной Раде рассматривался закон о плодородии почв, парламентский профильный Комитет в большинстве выступил против него. «Но так получилось, что он был принят».

Сергей Биленко и его коллега по Ассоциации «Земельный союз Украины» - ее руководитель Андрей Кошиль напомнили присутствующим о наличии многих проблем, обесценивающих значение севооборотов. В частности, речь идет о выморочном наследстве, невостребованных сертификатах, о проблемах полевых дорог. Их значение показывают такие данные – на выморочное наследство ныне приходится 1,8 млн. га, на невостребованные сертификаты – 1,2 млн. га. Все это, подчеркивает Андрей Кошиль, приводит к тому, «что у нас 30-40% земель обрабатывается без документов».

А это уже не просто статистика. Встает вопрос – куда идут прибыли от этих незадокументированных гектаров?

На этот вопрос, уверен Сергей Биленко, можно дать ответ, если к его решению подключить сельские советы. Их представители хорошо знают своих односельчан. Поэтому могут подсказать, кому конкретно принадлежат гектары, которые ныне обрабатываются без надлежащих документов.

Если же таких собственников не найдут, то, по предложению Сергея Биленко, ничейную землю следует передать в собственность сельских общин. Это облегчит им решение многих проблем, с которыми приходится сталкиваться, в частности, и проблему наполнения бюджета.

Качество почв и продовольственная безопасность страны

В последние годы производство сельскохозяйственных культур в Украине растет быстрыми темпами. Особенно это касается растениеводства. По некоторым культурам, в частности, зерновым наша страна уже заняла лидерские позиции в мире.

Парадокс заключается в том, что в этот же период из-за безденежья и завышенной цены на минеральные удобрения, гербициды и другую аграрную химию постоянно уменьшаются объемы их использования сельхозпроизводителями. И это дает основание заведующему кафедрой землеустроительного проектирования Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Андрею Мартыну утверждать, что «безумный рост производства продовольствия в нашем государстве сегодня в значительной степени происходит за счет эксплуатации естественного плодородия почв». А это отрицательно сказывается на их качестве.

Другое дело, доказывает Андрей Мартын, что способ, который государство избрало для регулирования вопроса плодородия почв, оказался крайне неудачным. По его убеждению, «проекты севооборотов – это советская попытка регулирования». Потому что они определяют, кто и чем будет заниматься в течение нескольких последующих лет. «Словно после этого настанет коммунизм. Не настанет. Потому что бизнес – это очень динамичная среда, он всегда хочет зарабатывать деньги».

«В Украине, к сожалению, нет собственников, которые самостоятельно хозяйствуют на земле». И в этом Андрей Мартын видит большую проблему. Он говорит: «В Европе очень легко заниматься охраной плодородия почв. Потому что там долгосрочные интересы связаны с земельным участком. И вы понимаете, если сейчас его очень плохо используете, то через 5 лет это отрицательно скажется для вас или ваших детей. Они не смогут получить достаточно прибыли».

Украинские собственники земельных паев из-за нехватки средств, техники и по другим причинам преимущественно думают о том, как бы передать их в аренду. И потому в большинстве заботятся не о будущем качестве своей земли, а о том, как от арендаторов получить как можно больше денег.

Не слишком заботятся о плодородии почв и арендаторы. Андрей Мартын уверен – если сегодня украинского фермера вынудить выбирать – заняться охраной почв или же дополнительно за счет их безжалостной эксплуатации получить 100 тыс. грн., то он предпочтет второй вариант.

«Нам нужно обеспечить охрану почв, но для этого следует применять адекватные механизмы, которые действительно будут работать и не создавать дополнительную коррупцию в государстве», - доказывает Андрей Мартын. Он предлагает – к контролю над качеством почв ни при каких обстоятельствах не допускать бизнес и государство. Иначе вскоре окажется, что в этой сфере у нас совсем отсутствуют проблемы. Зато вырастет уровень поборов и бюрократии. «Главными контролерами над севооборотами у нас должны быть не инспекции, а органы местного самоуправления и общественный контроль».

Андрей Мартын убежден, что севообороты как элемент технологии нужно сберечь, но механизм их обеспечения не должен быть советским. А севообороты нужны, «потому что сейчас, не занимаясь вопросами охраны плодородия почв, мы, по существу, уничтожаем продовольственную безопасность наших детей и внуков на много лет вперед. И поэтому лучше сейчас где-то поступить жестче, но все-таки сберечь земельный ресурс».

 

Максим Назаренко, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

Последние комментарии