Становление сословия

Вообще, социальное положение однодворцев между дворянами и крестьянами, по мнению некоторых исследователей, является следствием проведения Петром I реформы, предполагавшей кроме всего прочего ещё и приход новой элиты.

При этом в новую служилую элиту вошли лишь представили тех, кто служил «по отечеству» – дворян и  боярских детей. Те же служилые, что были «по прибору» стрельцы, солдаты, пушкари, рейтары, городовые казаки и прочие в новую элиту не вошли.

Тем не менее, среди не вошедших в новую служивую элиту,  было довольно много безземельных боярских детей и дворян, которые не от хорошей жизни, а по бедности вынуждены были идти в солдаты или рейтары на окраину государства. А там, на «украине», разницы между служившими «по прибору» или «по отечеству» почти не существовало, поэтому и дворянские грамоты терялись, оставаясь невостребованными.

Новая петровская элита, заявляя о себе как «настоящее» дворянство, обозначаясь не столько службой и происхождением, сколько  более высоким имущественным положением, при том, что остальную, большую массу служивых отнесли к сословию однодворцев, вначале близкому к дворянам, но позже превращённому в государственных крестьян.

Указ Петра, лишавший даже остатков прав мелких служилых, был  не прост, и «на местах» встречал сопротивление. Тем не менее, только через 22 года императрица Анна Иоанновна отменила его и отчасти поддержала права однодворцев, которые как класс просуществовали до средины XIX века.

Свидетельство тому - ревизские сказки однодворческих слобод Старобельского уезда Слободско-Украинской губернии от 1835 года, среди которых и Боровская слобода Трехибенской волости (см.фонд ГАХО). 

Последние комментарии