Служилые Боровской слободы и немного статистики

Продолжение. Начало смотрите...

Мужское население Боровской слободы, как уже сказано, представлено в списке 1717 года служилыми людьми, их работниками, волостными крестьянами, поповскими детьми и небольшим числом жителей, не отнесенными ни в одну из названных сословных групп.

И согласно итогу списка, всего в Боровской слободе проживало 276 служилых  и  три человека монастырских крестьян, при этом женское население в списке не учитывалось.И из 92 дворов, в 22 проживали семьи прямых предков нынешних боровчан.

Наибольшее число душ «мужеского» пола записанных в одном дворе – 7. Но были и дворы, в которых числился только один хозяин. Итересно заметить, что  2 из 3-х дворов с наибольшим числом жителей принадлежат городовым служилым с известными в нынешним Боровском прозвищами-фамилиями Агафонов и Нехорошев.

Далее, из двух дворов по 6 жителей один двор принадлежит предку Вороновых. Из 10 дворов по 5 жителей 4 принадлежат предкам нынешних Асколковых,  Андреевых, Поповых и Суковатых. Там, где во дворах проживает по 4 души мужеского полу 2 из 3-х  принадлежат Черножупову и Сиротину, а где по 3 души из 27 дворов 4 принадлежат Ализарову, Байдину, Хохлову и др.Черножупову . По 2 души -  семь из 18    принадлежат Толоконникову, Агафонову, Пушкину, Фоме Занину, Аникею Занину, Купину и Трунову.

Другие соотношения можно увидеть по таблице:

Служилые и другие Боровской слободы

Служилые или служивые люди представляли собой военное сословие, состоявшее из служилых «по отечеству», когда служба в основном передавалась от отца к сыну, и служилых «по прибору», когда на службу набирали лично свободных людей. Брали на службу и донских казаков, хорошо знавших военное дело и не боявшихся смотреть в очи врагов. Донцы присоединялись к городовым казакам, становясь служилыми. При этом они получали денежное жалование, земельный надел на поместном праве и могли обзавестись семьёй.

Впрочем, не всем по духу была эта служба. И потому некоторые служилые бежали к донцам, пополняя донскую вольницу и донецкие городки. В результате процесс перемещения с Дона и на Дон был в некотором плане взаимным.

Отсюда и одинаковость многих фамилий боровчан с нынешними белгородцами и некоторыми донцами. К примеру, сравнительный анализ фамилий коренных жителей Боровского с фамилиями жителей Белгородской области и прозвищами донцов, встречающихся в именном указателе уже упомянутого сборника «Дела Донские».

Для изучения базы фамилий белгородцев можно ознакомиться с «Телефонным справочником Белгорода и Белгородской области». Здесь легко найти характерные для Боровского фамилии: Адонин, Андреев, Бабакин, Байдин, Бобров, Богданов, Болтов, Быков, Вислогузов, Внуков, Воронов, Ворошилов, Глазунов, Гончаров, Дашевский, Дедов, Елизаров, Занин, Кожемякин, Кудрявцев, Купин, Курбатов, Лисенков, Маслов, Матрёнин, Матушкин, Мезенцев, Митрофанов, Моргунов, Неронов, Есипов, Осколков, Подрезов, Позняков, Посохов, Пушкин, Рысухин, Рязанцев, Селихов, Сиротин, Скуридин, Сопов, Стариков, Суковатый, Толоконников, Трунов, Филимонов, Хохлов, Ширков.

Отсутствуют: Телебенев, Черножуков, Метёлкин (но есть Метальников).

Комментарий: некоторые из приведенных фамилий в XIX веке имели единственную форму написания: Кудрявцов, Лисенков, Матренин Мезенцов, Мителкин, Резанцов, Суковатой, Толоконников, Черножупов, Ширков. В ревизии 1858 года Осколков – Асколков, Ворошилов – Ворошилин.

Продолжение следует...

Последние комментарии