Дорадники готовы к активной работе

В конце прошлого тысячелетия, когда в Украине стали активно создаваться дорадчие службы, предполагалось, что они станут проводниками государственной политики в сельской местности. И, прежде всего, политики, которая касается земельных вопросов, кооперативного движения, кредитных союзов, создания предпосылок для роста эффективности сельхозпроизводства. Почему дорадчие службы не справляются с поставленной задачей? Об этом – интервью с вице-президентом Национальной ассоциации сельскохозяйственных дорадчих служб Украины Татьяной БРИВКО.

- На стартовом этапе дорадчие службы заявили о себе достаточно активно, а затем на долгое время ушли в тень. Почему?

- В 2003 году дорадчие службы объединились в Национальную ассоциацию сельскохозяйственных дорадчих служб Украины. Так что мы уже юбиляры – нам исполняется 10 лет.

За это время удалось доказать, что наши услуги востребованы фермерами, владельцами личных подсобных хозяйств и сельскими жителями. Даже к представителям органов власти пришло понимание, что дорадчие службы не конкуренты управлениям сельского хозяйства, а партнеры власти, в первую очередь, в развитии малого и среднего бизнеса на селе.

Наша деятельность была разнообразной. Мы не ограничивались лишь консультациями и обучением сельхозпроизводителей и сельских жителей современным способам ведения сельского хозяйства. В ходе земельной реформы дорадчие службы активно защищали интересы собственников земельных участков, помогали им создавать обслуживающие кооперативы, кредитные союзы, коммунальные предприятия, решать назревшие социально-экономические вопросы.

В 2007 году была принята государственная Программа дорадчей деятельности. С самого начала мы возлагали на нее очень большие надежды, но скоро выяснилось, что им не суждено сбыться. Проблема состояла в постоянной нехватке госбюджетных денег. Схема финансирования тоже нас не устраивала. Она строилась по принципу – сначала мы должны были предоставить услуги, и только затем государство брало обязательство заплатить за них.

Суммы господдержки были незначительными. Они сильно уступали тем, которые за такие же услуги получали наши европейские, американские, а теперь и российские коллеги.

Ситуация усугубилась тем, что к нынешнему времени завершилась значительная часть международных проектов технической помощи. Они оказывали большую поддержку дорадчим службам.

Как следствие, некоторые из служб вынуждены были полностью свернуть свою работу. Оставшиеся дорадчие службы выполняют ее, но не так активно и не в тех объемах, как раньше.

- Дорадчие службы занимаются решением вопросов государственной важности. Понимает ли это государство и помогает ли оно вам в столь важной работе?

- Министерство аграрной политики и продовольствия постоянно подчеркивает важность дорадчей деятельности. В его составе есть Отдел координации дорадництва и социального развития села, который регулирует работу дорадников.

Дорадчие службы взаимодействуют с областными управлениями агропромышленного развития. Но нужно понимать, что высокой эффективности дорадчие службы добьются лишь при соблюдении трех обязательных условий: если они будут представлены в каждом районе, укомплектованы специалистами (агрономами, животноводами, юристами, бухгалтерами и так далее), обеспечены техникой (средствами коммуникаций, транспортом). Но все это, как вы понимаете, требует немалых затрат.

У нас же с деньгами, как я говорила, не складывается. Дело не только в том, что государство выделяет их крайне мало. Проблема и в том, что оно не всегда вовремя их выплачивает. Был такой момент в нашей истории, когда финансирование деятельности дорадчих служб по линии госбюджета и вовсе приостанавливалось.

- За счет чего выживают дорадчие службы?

- Есть три источника финансирования работы дорадчих служб – бюджеты всех уровней, грантовые проекты и платные услуги.

О ситуации с госбюджетом я уже рассказала. На него сейчас мало надежды. Скажу лишь, что в странах, где системно работают дорадчие службы, их бюджетное финансирование составляет 70-100 %. В Украине этот показатель намного скромнее – около 5%.

Ситуация с местными бюджетами тоже не радует. Только Полтавская областная дорадчая служба не обделена вниманием со стороны местных бюджетов: и область, и ряд районов выделяют деньги на консультационные услуги.

Деятельность многих дорадчих служб поддерживается за счет грантовых проектов. Здесь работает следующий механизм: дорадчие службы подготавливают проекты по тематике, связанной с решением проблем сельской местности, подают их на конкурсы и иногда их выигрывают. Так, Одесская областная дорадчая служба выполнила проект по сельскому зеленому туризму. Это была очень интересная и большая по объему работа. Немало приходится трудиться и представителям еще двух областных дорадчих служб – львовской и днепропетровской. Они успешно занимаются развитием животноводства в малых хозяйствах и их объединением в обслуживающие кооперативы.

Но грантовые проекты всегда ограничены во времени. Поэтому часто хорошие идеи, которые успешно реализуются на определенных этапах, впоследствии из-за прекращения финансирования не получают своего дальнейшего развития.

Последний возможный источник финансирования дорадчих служб – это платные услуги. Но, увы, на него тоже мало надежд. Причина одна – у мелких  сельхозпроизводителей и просто сельских жителей, как правило, мало денег для того, чтобы полностью оплатить услуги дорадников.

- При создании дорадчих служб учитывался опыт работы подобных структур европейских стран. Почему в той же Европе услуги ваших коллег востребованы, а в Украине они не находят должного применения?

- Скорее наоборот – наши услуги востребованы больше, чем услуги европейских коллег.

В сельском хозяйстве европейских стран сложилась достаточно стабильная ситуация. В отличие от нас там не проводят многочисленные аграрные реформы. Поэтому дорадчие службы преимущественно занимаются тем, что сопровождают производственную деятельность сельхозпроизводителей, помогают государству реализовывать определенные социально-экономические программы на селе.

У нас же нескончаемые реформы. И каждая из них порождает множество вопросов. И кто-то должен давать на них ответы. Дорадники способны взять на себя эту функцию, но, повторюсь, их услуги должны надлежащим образом оплачиваться.

- Кто является основным пользователем услуг дорадников?

- Наши клиенты – мелкие и средние сельхозтоваропроизводители, владельцы личных подсобных хозяйств и просто сельские жители. Услуги, которые предоставляют дорадчие службы, зависят от тех проектов и дорадников, которые в них работают. Если в дорадчей службе работают агрономы и животноводы, то они посоветуют, как подобрать семена, защитить растения от болезней и вредителей, расскажут, каким должен быть рацион кормления животных, где и что можно купить по вполне приемлемым ценам. Если в дорадчей службе есть юристы и экономисты, то они проконсультируют о правах на земельные участки, помогут создать и зарегистрировать обслуживающие кооперативы и другие объединения, просчитать бизнес-планы. Бухгалтера поделятся своими знаниями о налогообложении и ведении бухучета.

- Готовы ли дорадчие службы к возможному формированию земельного рынка?

- Земельная реформа началась не сегодня и даже не вчера. Поэтому у дорадчих служб накоплен немалый опыт консультационной работы по земельным вопросам. Мы готовы им поделиться.

Наша ассоциация подписала меморандум о сотрудничестве с Земельным союзом Украины. Благодаря этому, дорадники могут получить новые знания по актуальным проблемам земельных отношений и, тем самым, более эффективно помогать своим клиентам в решении земельных проблем.

Для нас очень важно, чтобы земельный рынок формировался прозрачно, прогнозировано и без потрясений. Только тогда собственники земельных участков поддержат его.

Я думаю, это в интересах и государства. В этом смысле мы являемся для него союзником. Важно, чтобы государство это поняло и стало союзником для нас и, в первую очередь, для крестьян.

- Предыдущий период был не лучшим для дорадчих служб и национальной ассоциации, которая их объединила. Надеюсь, полоса невезения для вас уже закончилась?

- Нашей ассоциации все это время приходилось особенно тяжело. Это сопряжено со спецификой положения, в которой она оказалась. В отличие от дорадчих служб, ассоциация не может даже рассчитывать на бюджетную поддержку. А членских взносов явно не хватает для полноценного функционирования.

Но я считаю, что даже самые сложные обстоятельства не могут быть поводом для отчаяния. В ассоциации произошли кадровые изменения. К управлению пришли новые люди. Новые, но с опытом работы в аграрной сфере, хорошо понимающие ее особенности и потребности.

Мы все делаем для возрождения дорадництва в Украине. Недавно от Проекта USAID «АгроИнвест» получили грант.

Этот грант очень много значит для нас. Он позволяет нам добиться определенной стабильности и устойчивости, расширения наших возможностей. Это очень важно как для самой ассоциации, дорадчих служб, которые входят в ее состав, так и для наших партнеров.

Но наше сотрудничество с «АгроИнвестом» выходит за рамки упомянутого гранта. В частности, Проект поддерживает обучение дорадников в специализированных агрошколах. Это имеет очень большое значение: полученные нашими специалистами новые знания в ближайшем будущем будут трансформированы в более высокие крестьянские доходы.

Наши представители входят в состав различных рабочих органов «АгроИнвеста», принимают активное участие в реализации его различных мероприятий, консультируют сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы по поводу их участия в программах Проекта, нацеленных на поддержку кооперативного движения.

Мы постоянно обмениваемся с «АгроИнвестом» информацией, опытом, знаниями. Это пример надежного партнерства.

Ассоциация готовит и другие совместные проекты с украинскими, зарубежными и международными организациями. Мы открыты к сотрудничеству и с давними партнерами, и с теми, с которыми сегодня только устанавливаем отношения. Среди них, в частности, Союз участников сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, Всеукраинская ассоциация сельских и поселковых советов, Институт аграрной экономики, Кафедра аграрного консалтинга и сервиса Национального университета биоресурсов и природопользования.

Если вы у меня спросите, чего мы хотим больше всего, я отвечу – работать. Потому что за активной работой, которая приносит людям немалую пользу, дорадники за последние годы по-настоящему соскучились.

 

Михаил ВЕРНИГОРА,

Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

Последние комментарии